Марина Свинина как явление для парапсихологии

Культ женщины-художника, до которой не дотянуться и дюжине известных фотографов-мужчин, давно закрепился за иркутянкой Мариной Свининой. О своих работах, о себе она рассказала в интервью после открытия выставки в Доме-музее Виталия Рогаля.

— Может быть, вы тонкий знаток душ и потому пейзажи вам уже не интересны?
— Да, природой вплотную я не занималась до 2002 года. Вокруг очень много пейзажистов, и я отношусь к этому жанру как к начальному этапу пробуждения творческих способностей. Я начинала заниматься фотографией в 70-е годы, когда у нас в стране присутствовала в основном репортажная фотография. Валерий Орсоев, Виталий Белоколодов, Петр Малиновский и Александр Князев — это те фотографы, которые работали над событием и человеком. Александр Князев был первым в Иркутске фотохудожником, который стал заниматься творческой фотографией. Пейзажи стали приоритетным видом фотоискусства с появлением у нас цветных технологий.
— Теперь все ваши портреты стали эзотеричными и фантастически светящимися.
— Поэты и художники — это мой круг общения, в пределах которого мне комфортно. Меня спрашивают, не смущает ли меня то, что многих из моих персонажей уже нет в живых. Но учиться в детстве по ныне покойным классикам разве не так же странно?.. Все школьные годы мы изучаем работы тех, кого нет в нашем мире.
Для меня лично большой травмой был уход Бориса Десяткина в мир иной. Тогда было ощущение, что я сама рассыпаюсь на части. Ведь творческие люди обладают способностью взаимопроникать друг в друга, смешивая свои энергии, сотворяя новую реальность через наложение, принятие в себя чужого опыта. И фаза разрыва воспринимается как факт утраты собственной личности. Часть моей энергетики резонансно переходит на другой уровень. Через духовную дугу я связана со всеми ними, как член спортивной команды. Наша командная целостность сохраняется на том свете, а здесь эта труппа редеет с каждым дыханием вечности. Мы все продолжаем творить в нашей целостности. Все, кто умер, точно так же участвуют в моем творчестве; другое дело, что у них уже нет собственной физической проекции. И те, кто остался на этом свете, просто обязаны доделывать всеобщее начинание, которое в нашей духовной группе сложилось здесь.
— Внезапная смерть художника Валерия Мошкина тоже вас вырвала из действительности?
— 12 января у меня день рождения, а в ночь на 14-е из жизни уходил молодой художник Валерий Мошкин. Великолепный график, внезапно вырванный из этого существования. В эти же дни у меня сорвалась выставка. То есть я ее уже развешала, и мне приказали ее тут же снять. Очень был рад моей экспозиции кинотеатр «Художественный», но в день похорон Валеры мне звонят из частной галереи, курирующей это пространство, и говорят, что я не вписываюсь в календарный план. Потребовали денег, что не принято в среде галерейщиков Иркутска, у меня случился буквально нервный срыв. Все пространство моего жилища вдруг переместилось в гофмановскую реальность. Предметы в доме стали вдруг оживать, комод и ковер заговорили громким шепотом, — быть может, это его энергетика переместилась в мое пространство. Меня нисколько все это не пугает. Если же я начну закрываться от этого, то потеряю очень много какой-то важной информации. В принципе, умение чувствовать, воспринимать это и есть практическая духовность.
— Слышал, что вы гораздо более популярны в странах Запада, чем в Иркутске.
— Мюнхен, Пфорцхайм, Турку, Канадзава... За эти гастрольные годы кочевать из зала в зал я начала с первой своей выставки здесь, еще в 1993 году. Я давно заметила, что какие бы события ни происходили вокруг моих работ — они все будут излучать информацию и точно так же и принимать ее. То, что в них вложено во время съемки, освещает пространство как фонари. Любая моя фотография перезаряжает пространство в любой стране, где бы ни висели мои работы. Так в Финляндии журналисты описывали свои собственные ощущения от «Обители сновидений». И там меня, точно так же как в Германии, сравнивали с сюрреализмом фильмов Андрея Тарковского. Разглядели в сюжетах картин стремление России к свету. Пересмотрев его картины, я сама убедилась, что у нас с ним в самом деле много общего. Очень часто на выставках там ко мне подходят люди и говорят, что от переполняющих их эмоций они не знают, как себя вести. «Как нам это понимать?» — спрашивают иностранцы.
— Расскажите о ваших встречах с людьми, городами и книгами.
— Этим летом я познакомилась с председателем общества трансперсональной психологии Латвии Владиславом Кенга. Это человек с очень живописной, патриархальной внешностью, мимо которого я не смогла пройти. И решила, что не прощу себе, если с ним не познакомлюсь. Белая борода и шевелюра как у канонического Господа Бога, светящиеся большие глаза. Выяснилось, что он проводит семинары по трансперсональной психологии по всему миру. Этот формат психологии по преимуществу юнговский, рассматривающий человека как духовное существо. Тут есть еще один интересный момент: положение о том, что мы перерождающиеся существа и наша душа, которая приходит в физическое тело, обладает огромным объемом информации, которую мы накапливаем за большой период разных воплощений. Влад нырнул в мои фотографии и вынырнуть так и не смог. Он скопировал себе в компьютер все мои контрольные снимки и на семинаре, посвященном 100-летию трансперсональной психологии в Нью-Йорке, показывал только мои фотографии. Его дежурный доклад не воспринялся аудиторией, зато мои работы на психологов произвели такое же необратимое действие, как и на него самого. Теперь он эти фотоснимки использует на всех семинарах, с которыми ездит по миру, чтобы пробудить слушателей.
— На выставке присутствует один женский портрет — художницы Галиной Новиковой...
— Наверное, у меня не так много подруг было в жизни. И я действительно всю жизнь была окружена мужскими дружбами. К тому же в обществе и в жизни женщина очень редко может быть во всей полноте художником. Я же своей жизнью доказываю, что женщине естественно быть творцом, потому что так было задумано свыше.
Другое дело — чтобы творить, нужно иметь в себе настолько же развитые мужские качества, насколько и женские: логику, конструктивизм, последовательность, настойчивость. Но мне же свойственно и состояние текучести, женской способности постоянно меняться, а не выдавать свое фирменное клише. Даже не знаю, какая из моих половин проявляется больше в этот самый момент фиксации образа.

Загрузка...