Мы спросили почту

Прямая линия с почтовыми работниками, которую «Копейка» анонсировала в течение двух месяцев, состоялась. На вопросы сотрудников газеты и наших читателей отвечали: Ольга Юрьевна Бондарева — заместитель директора УФПС Иркутской области, филиала ФГУП «Почта России», Надежда Эдуардовна Архипенко — начальник отдела подписки УФПС, Маргарита Францевна Балитова — заместитель начальника отдела организации эксплуатации сети почтовой связи, и Юлия Геннадьевна Сорокина — начальник группы подписки Иркутского почтамта.

— Первый вопрос — из села Олонки Боханского района, который пришел к нам благодаря вашей службе, то есть почтой. В своем письме читательница Раиса Ивановна Ращинская задает вопросы, которые вам наверняка хотели бы задать жители многих населенных пунктов Приангарья. Посвящены они проблемам доставки периодических печатных изданий по подписке. Раиса Ивановна пишет, что выписывает много газет и журналов, однако не все номера до нее доходят. Так, в прошлом году она не получила 8 номеров «Завалинки», 6 — «Дачной», и 2 — «Травинки».
В этом году история повторяется. На почте ей говорят: все, что присылают из центра, доставляется адресату. Однако должен ли подписчик, оплативший заказ, разбираться, какая почтовая структура виновата? Ему любимые газеты подавай. Кроме того, читательница, которой 65 лет, просит разъяснить, имеет ли она право на льготы при оформлении подписки.
Маргарита Балитова:
— Нужно разбираться конкретно по каждому номеру, где и почему он не доставлен подписчику. О результатах нашего служебного расследования мы сообщим и в редакцию, и самой Раисе Ивановне.
Надежда Архипенко:
— Уважаемая Раиса Ивановна, всем подписчикам, а значит и вам, почта предоставляет скидку на стоимость доставки во время проведения декады подписки. Сообщаю вам, что в период с
2-го по 12 июня Почта России проводит акцию «Всероссийская декада подписчика», во время которой подписчикам будет предоставлено право оформить подписку с 20-процентной скидкой на стоимость доставки. Также хочу отметить, что в течение всей подписной кампании
20-процентная скидка предоставляется ветеранам ВОВ и инвалидам I и II групп.
Маргарита Балитова:
— Многолетние наблюдения показывают, что у нас есть две категории подписчиков. Как правило, клиенты, проживающие в густонаселенных районах, подписываются на периодические издания в последний момент, т. е. в завершение подписной кампании. Другая категория подписчиков (к ней, кстати, относится большинство жителей Боханского района) — это та, которая производит подписку именно в периоды, когда почта объявляет о скидках. Так что сложно представить, чтобы работники здешней почты никому ничего не говорили о льготной подписке.
— Читательница Пироговская Г.И. из поселка Луговского Мамско-Чунского района, пишет, что почту доставляют в район самолетом в воскресенье, а затем на вахтовке развозят по поселкам. Однако по разным причинам машина не всегда уходит в рейс вовремя. Очень часто та же «Копейка» приходит в дом подписчика в среду (с недельным опозданием) или даже в четверг, когда половина программы уже не нужна. Читательница пыталась выяснить, почему корреспонденцию не возит специальная машина, которая есть на местном почтамте. Ответ был — нет бензина. Заметим, что к своему письму Пироговская приложила подробный график прихода «Копейки» в ее дом.
Маргарита Балитова:
— Действительно, у нас есть два транспортных средства в этом районе. Однако они работают в весьма напряженном режиме. Замечу, что перевозка печати (как, впрочем, и всех грузов) является весьма затратным мероприятием. Из-за плохого дорожного покрытия транспортные средства быстро изнашиваются и требуют замены. Ежедневная перевозка печати на транспортных средствах почтамта окажет влияние на цену подписного издания в сторону его значительного повышения. В результате подписчик откажется от подписки. Именно поэтому почтамт призывает глав муниципальных образований и руководителей предприятий оказывать помощь в перевозке почты и периодической печати.
В вашем районе перевозка почты и печати осуществляется (по договору почтамта с местным предприятием) вахтовкой, на которой перевозят людей по всему району. Таким образом, если вахтовка уходит в рейс в срок, то и почта приходит по графику, если нет — создается ситуация, описанная вашей читательницей...
Вообще, оказание услуг почтовой связи в Мамско-Чунском районе никогда не приносило нам прибыли. По сути почта в этом районе, я бы сказала, ведет социально ориентированную деятельность. Хотя ФГУП «Почта России» и является коммерческим предприятием (а основная цель коммерческих предприятий — получение прибыли), мы понимаем, что услуги почты нужны каждому жителю области, вне зависимости от места его проживания, и пытаемся находить выходы из сложных ситуаций.
— Но ведь во времена Советского Союза как-то удавалось эти вопросы решать...
Маргарита Балитова:
— Ну что вы сравниваете! Во времена Советского Союза почта была государственным учреждением — как, впрочем, и все транспортные компании, в обязанности которых входила безусловная перевозка почты и устанавливались нормы ее загрузки. Во времена Советского Союза и самолеты на север Иркутской области летали с периодичностью два-три рейса в день, а сейчас в лучшем случае столько же рейсов в неделю. А если нелетная погода, да на несколько дней? Сейчас, увы, почта у авиаторов в число приоритетных грузов не входит — вот и скапливается все на складе, а затем отправляется по мере появления свободного места в самолетах.
— Вопрос нашего давнего подписчика, ветерана Великой Отечественной войны, почетного гражданина района Анатолия Степановича Бубнова. Живет он в городе Железногорске-Илимском. Цитируем: «Было время — я выписывал до 20 газет и журналов. Теперь — ни одного издания...» Далее читатель рассказывает, что хотел в этом году подписаться на «Копейку», но: «...глаза на лоб! За 26 номеров в киоске я заплатил 26х7=182 рубля, подписка со скидкой 20% ветерану обошлась в 361,07 руб., или в два раза дороже. Больше я никогда ничего выписывать не буду...»
«Ну и кто же выиграл — резюмирует наш читатель. — Все проиграли: и читатели, и почта. Но, по-моему, почта проиграла больше».
Надежда Архипенко:
— Любые преобразования, которые происходят в почтовой отрасли в реализации услуг по подписке, согласовываются и контролируются Федеральной антимонопольной службой России, Федеральной службой по тарифам, Общественной палатой РФ и курируются лично первым заместителем председателя правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым. Недавно был проведен анализ системы тарификации услуги по приему заказов по подписке и доставке газет и журналов, действующей во ФГУП «Почта России». Подтверждено, что действующие в первом полугодии 2007 года тарифы на реализацию услуг по подписке не покрывают затрат предприятия по их оказанию, отрицательная рентабельность составляет 22 процента, а предоставляемая нашим предприятием скидка для районных и городских изданий снижает этот показатель до 50 процентов.
В настоящее время возможность снижения стоимости подписки для населения реализуема только при условии предоставления УФПС Иркутской области — филиалу ФГУП «Почта России» — компенсации расходов по доставке периодических изданий из бюджета местных органов власти или иных сторонних организаций, заинтересованных в распространении данных изданий.
По всем выкладкам получается, что услуги по доставке периодических изданий по подписке для почты убыточны. Естественно, снизить их без помощи со стороны мы не можем.
— Действительно ли стоимость доставки газеты или журнала зависит от веса издания?
Маргарита Балитова:
— На стоимость доставки большое влияние оказывают, например, авиатарифы. Причем авиаторы могут поднять стоимость за свою услугу в любой из дней. Почта же может увеличить свои расценки только с начала следующего месяца, а до этого мы вынуждены работать себе в убыток.
— С авиацией понятно, но ведь в большинство населенных пунктов почта всегда доставлялась железнодорожным транспортом...
— От услуг железнодорожников мы давно отказались. Корреспонденцию сейчас возим автомобильным транспортом. В Иркутске большой парк машин, в том числе семь КамАЗов. Каждое утро часть из них отправляется в рейс. Возьмем самый длинный маршрут: Иркутск — Куйтун — Тулун — Братск. Это 650 километров. Затем почту перегружают, и она следует дальше: Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Казачинск и Усть-Кут. Какие дороги у нас на Севере, мы уже говорили... Автомобили изнашиваются очень быстро, ГСМ постоянно растут в цене. Наша же цена за доставку не меняется по крайней мере в течение полугода.
— Но ведь доставка корреспонденции в отдаленные уголки — это наверняка проблема не только российской почтовой службы. Как решаются подобные вопросы в других странах?
— В большинстве стран, насколько мне известно, федеральная почтовая служба дотируется из бюджетов различных уровней.
— Возможен ли переход на годовую подписку?
Ольга Бондарева:
— Москва планирует этот переход. Но пока это все в стадии рассмотрения, ведь, сами понимаете, заплатить сразу большую сумму может далеко не каждый подписчик. Впрочем, текущая подписка все равно останется и любой желающий сможет, как и сейчас, оформить подписку на газеты и журналы на такой срок, какой ему в данный момент позволяет финансовое состояние.
— Какие издания предпочитают жители области: общественно-политические, развлекательные, познавательные, какие-то другие?
Надежда Архипенко:
— Жители Иркутской области читают разнообразные издания, но если верить статистике, то заметно, что происходит переориентация подписчиков на познавательные журналы, газеты для семейного чтения, тираж которых пусть и медленно, но растет. Наши подписчики хотят знать местные новости, их интересуют жизнь и проблемы того района, в котором они живут. Стабильную популярность у читателей возраста выше среднего имеют издания, посвященные здоровью и садоводству.
— Влияет ли розыгрыш дорогих призов на активность подписчиков?
Ольга Бондарева:
— Определенное влияние, конечно, есть. Внимание к человеку всегда ценится. Ну а наши люди во все времена любили совмещать приятное с полезным.
— Какие новые услуги на современном этапе своим потенциальным клиентам предлагает Почта России?
Ольга Бондарева:
— Очень скоро Почта России запустит новую программу, которая называется «Компьютер — в каждый дом». Заключается она в том, что любой желающий сможет через почтовое отделение приобрести самую современную технику. Причем отдаленность села от центра на стоимость товара влиять не будет. Человек придет на почту, оплатит заказ и через небольшой промежуток времени станет обладателем компьютера той конфигурации, какую он сам выбрал. Просто и удобно.
А с прошлого полугодия ФГУП «Почта России» совместно с книжным клубом «Терра» был запущен проект — «Подписка на собрания сочинений». Все желающие могут подписаться на многотомники как классиков литературы, так и современных авторов. В каталог входят произведения Александра Дюма, Юлиана Семенова, Агаты Кристи, Василия Пескова, Николая Носова и многих других известных писателей — и наших соотечественников, и зарубежных. Подписаться очень просто: заполняешь бланк почтового перевода на почте, оплачиваешь заказ и ждешь посылку. Те, кто оформляет заказ в один адрес на двух авторов, во втором полугодии 2007 года будут бесплатно дополнительно получать еженедельный журнал «Огонек». Подробности этой акции можно узнать в любом почтовом отделении области.

Загрузка...