Иркутский педуниверситет

Одному из старейших вузов Сибири исполняется 100 лет

В этом году один из старейших вузов Сибири — Иркутский педуниверситет — празднует свое 98-летие. Его история уникальна и неотделима от сложной судьбы страны со всеми ее перипетиями. Почти век назад учительский институт был учрежден повелением Николая II — с тех пор на него была возложена миссия подготовки научно-педагогических кадров и культурной элиты для Сибири и Дальнего Востока. Шли годы, учебное заведение развивалось как центр образования, просвещения и культуры. Наверное, Иркутскому педуниверситету очень повезло, что он был открыт именно в начале XX века и смог вобрать в себя все лучшее, что к этому времени наработала высшая школа России. А сегодня история университета — это живая летопись имен, человеческих судеб и достижений, в которую непременно стоит заглянуть.

Семь рублей на обед

Экономический подъем в России в конце XIX — начале XX века повысил интерес населения к культуре и грамотности. Стали открываться школы повышенного типа — городские, ведомственные. В Иркутской губернии к этому времени тоже были городские 4- и 5-классные училища. В Балаганске, Верхоленске, Киренске открылись частные учебные заведения, прогимназии. И на повестке дня остро встал вопрос: нужны кадры. Учителя — выпускники семинарий, всевозможных курсов и классов — уже не могли обеспечить должный уровень преподавания. Подготовку преподавателей начали вести в особых учебных заведениях, которые получили название учительских институтов. Вопрос о создании такого института в Иркутске сильно взбудоражил общество. Вот что писал генерал полковник Г.Катанаев, атаман сибирского казачества: «Кажется, ни один из вопросов не интересовал так общество, ни одному местному вопросу иркутяне не уделяли столько лести, как этому. Даже пресловутая железная дорога, столь интересовавшая все русское общество, не привлекла к себе такого всеобщего внимания. Сибиряки, обыкновенно сонные и апатичные к решению общественных вопросов, здесь вдруг проснулись и заговорили. С разных сторон полетели адреса и телеграммы, встрепенулась городская дума, заговорили все, кто только имеет хотя какой-либо голос». Наконец свершилось: в 1909 году в Иркутске открылся долгожданный учительский институт. Под него арендовали большую усадьбу по улице Дегтевской (сейчас улица Российская). В трех зданиях расположились классы, мастерская ручного труда, библиотека, ну и еще кухня, столовая и квартиры для педагогов. В то время не было ни факультетов, ни отделений и специальностей, а студенты именовались воспитанниками и учились не пять, а три года. Сначала девушек на учебу не брали, заведение было сугубо мужским. Уже в те годы студенты узнали, что такое общежитие. Расположилось оно в полуподвальном помещении на углу Троицкой и Дегтевской. Каждый месяц стабильно платили стипендию — 16 рублей 66 копеек. Для сравнения: на 7 рублей в институтской столовой можно было питаться целый год! Причем 4 рубля платили студенты, а 3 — институт.

Железные кадры

Первым директором учительского института стал Петр Николаевич Жданов — преподаватель математики, окончивший Петербургский университет. Коллектив преподавателей был небольшим, всего 12 человек, но профессиональный уровень не вызывал сомнений: все имели классные чины. Поэтому и образовательные программы приближались к уровню высшего учебного заведения. В ноябре 1917 года в Иркутском учительском институте образовалось три отделения: гуманитарное, физико-математическое и естественно-географическое. И дали добро на прием в институт девушек, в последнем выпуске среди

18 выпускников было 7 женщин. Это было первое в регионе высшее учебное заведение по подготовке учителей географии, биологии, химии и минералогии. Надо ли говорить, что кадры пользовались большим спросом во всех уголках региона. Выпускники уезжали работать в Енисейскую губернию, Якутскую область, Забайкалье, Приморье. В 1920 году учительский институт был переименован в институт народного просвещения. Прием студентов увеличился в три раза, выросло и число преподавателей. Но институт народного просвещения проработал всего 10 месяцев и уже в 1921 году стал педагогическим факультетом Иркутского государственного университета. Хотя последний открылся на

9 лет позже учительского института, но имел профессорские кадры и кафедры, которых в институте не было. На естественном отделении университета кафедрами руководили выдающиеся ученые — исследователь Байкала и знаток его фауны В.Ч.Дорогостайский, великолепный флорист и преподаватель ботаники В.Н.Смирнов, гистолог В.И.Тимофеев, известный исследователь-байкаловед М.М. Кожов. В составе университета педагогический факультет проработал 10 лет.

Замечательные идеи

В 1931 году педагогический институт был восстановлен и в его составе было открыто естественное отделение. За период 1930—1950 гг. факультет пережил трагические события.

В годы сталинского террора погибли ведущие специалисты: географ Сергей Николаевич Лаптев и биолог Виталий Чеславович Дорогостайский, 10 лет провел в ГУЛАГе доцент Виктор Филиппович Дягилев, автор первого регионального определителя растений. Конечно, особой вехой в истории факультета был период Великой Отечественной войны. Суровые годы университет прожил достойно, хотя нормальных условий для работы почти не было — помещения не отапливались, часто отсутствовала электроэнергия. Многие сотрудники, студенты ушли в действующую армию и навечно остались на полях сражений. Многим приходилось дежурить в госпиталях, работать на железной дороге, на полях, лесозаготовках. В 1960-е годы начинается возрождение факультета — ему вернули название естественно-географического. И через несколько лет были сформированы новые кафедры — ботаники, зоологии и химии. Возрос научный потенциал кафедр факультета: увеличилось число преподавателей с научными степенями, расширилась специализация студентов. В 1963 году естественно-географический факультет возглавил заслуженный учитель России, отличник народного образования Валентин Иванович Кольцов. Он трижды избирался деканом факультета, и за время его руководства было открыто четыре специальных кафедры, на которых работали 46 преподавателей.

 С 1976 года факультетом руководила Мария Семеновна Бродникова — доцент кафедры экономической географии, талантливый преподаватель и ученый. В это время сформировался основной коллектив факультета, проводилось его техническое оснащение. Кроме того, студенты и преподаватели принимали активное участие в жизни университета и города. Например, одной из замечательных идей заведующего кафедрой зоологии Николая Люнькова была попытка создания в городе зоологического парка под открытым небом, которую горячо поддержал его друг и большой патриот нашего города, талантливый журналист и спортивный комментатор Лев Перминов. Итогом их активной деятельности стало появление небольшой колонии белок — переселенцев из Средней Азии — в парке курорта-санатория «Ангара», диких косуль в Центральном парке и создание нерпинария на Байкале.

Песни у костра

Кафедра зоологии была организована по приказу Министерства просвещения 28 января 1963 года. Ее первым руководителем и создателем была кандидат биологических наук доцент Вера Аркадьевна Шиняева. Именно в это время сформировался основной педагогический коллектив кафедры, основана зоологическая коллекция учебного музея. Среди сотрудников кафедры тех лет — опытные ученые и педагоги А.А.Подшивалов, Н.Я.Люньков, И.А.Райгородская, А.П.Малетин, Р.И.Клец. С 1973-го по 1979 год заведовал кафедрой доцент Николай Яковлевич Люньков, в это время кафедра активно наращивала свой научный потенциал — активно работала лаборатория по анатомо-морфологическим исследованиям человека и животных. С 1979-го по 1989 год кафедрой зоологии руководила Галина Ивановна Плешанова, а затем ее сменила Галина Иннокентьевна Дыгай.

 — Кафедра поразила меня своим живым уголком. В 26-й аудитории жили белки, которых каждое утро выпускали погулять и кормили, — вспоминает Галина Иннокентьевна. — В большой вольере обитали волнистые попугаи, в террариуме — редкие сибирские углозубы, было еще несколько аквариумов с рыбками. Мне очень нравилось ходить на новую работу, особенно возиться со всем этим беспокойным хозяйством. Конечно, не обходилось без курьезов. Однажды наш зоолог принес на кафедру парочку амурских полозов, которых мы содержали в высоких банках-аквариумах, накрытых марлей. Полозы были украшением нашей коллекции и неизменно вызывали интерес у студентов и преподавателей. Так продолжалось до тех пор, пока однажды полозы не удрали.

Вообще, в то время на кафедре работало множество кружков: зоологии, пчеловодства, гистологии, физиологии и анатомии человека. Сколько было занимательного! Студенты проводили эксперименты, готовили микропрепараты, наглядные пособия, доклады. Каждое лето отправлялись на практику и в экспедиции с полевыми отрядами Лимнологического института, СИФИБРа, ИГУ. Особо интересны были экспедиции на Дальний Восток — именно оттуда привезены камчатский краб и редкая дальневосточная черепаха. Это был очень яркий период работы: кафедра набирала силу, и мы росли вместе с ней.

 Евгения Андреевна Судакова, тоже преподаватель кафедры ботаники, с теплотой вспоминает о работе на факультете:

— Особенно впечатляли полевые практики. Мы объехали почти весь юг области: институтский спортивный лагерь на Уладовском заливе, Большой Луг и Слюдянка, поселки Захал и Майский в Эхирит-Булагатском районе, Тальяны, Раздолье и Хайта в Усольском, поселок Аталанка Усть-Удинского района и много-много других замечательных мест. По вечерам собирались у костра, дружно пели песни, рассказывали биологические байки, смеялись, разыгрывали друг друга. Все это давало такой заряд веселья и юмора!..

Историю Иркутского педуниверситета невозможно объять в одной статье — слишком много в ней событий и людей. Это те кирпичики, из которых и построен вуз, каким он видится сейчас. Несмотря на сложности в сфере образования, университет развивается: появляются новые учебные и научные направления, создаются центры и лаборатории, расширяется международное сотрудничество— с Польшей, Германией, Китаем, Америкой. Поэтому неудивительно, что число ребят, которые хотят стать студентами университета, растет. За годы учебы многие студенты становятся перспективными учеными, некоторые из них продолжают свою деятельность в качестве преподавателей, руководителей новых научных направлений. Они становятся визитной карточкой университета, создавая имидж и славу своей alma mater. Надеемся, что так будет и впредь.

Метки:
baikalpress_id:  7 470