На зависть отечественному автопрому

В прошлом номере мы рассказывали о фестивале Байкалмоторшоу, который состоялся две недели назад в Иркутске. Сегодня спешим познакомить читателей с мастером из глубинки.
Александр Побелянский — преподаватель дополнительного образования — живет в Тальянах Усольского района. Имея в распоряжении минимум материалов и возможностей, Александр Васильевич конструирует такие машины, от вида которых отечественный автопром должен окончательно загнуться — теперь от зависти.

— Мы выставили два авто: вездеход «Вепрь» и багги «Раптор». В первую очередь хотим показать, что настоящие серьезные модели делаются не только взрослыми людьми, но и учащимися. Посмотрите — разве можно сказать, что такой автомобиль сделан в глухой деревне?

— А вы откуда приехали?

— Из поселка Тальяны Усольского района. Дети занимаются там в кружке технического творчества.

— На базе чего сделано это техническое чудо?

— На основе «Запорожца», но кузов полностью переделан. В первую очередь мы укоротили базу, существенно облегчили конструкцию, она весит всего 530 килограммов. Двигатель остался штатным. В результате у нас получился автомобиль, на котором можно запросто обучать навыкам вождения детей с 14 лет. В свое время в Советском Союзе работала сеть багги-клубов, проводились соревнования, потом все заглохло.

— Сколько времени потребовалось вашему коллективу на создание «Раптора»?

— Четыре месяца. Если честно, мы даже немножко не успели доделать к фестивалю (Байкалмоторшоу. — Авт.), можно сказать, машина только сошла с конвейера. Хотя испытания она уже прошла.

— На что рассчитываете, участвуя в шоу автомобилей?

— Что касается «Раптора», то просто показать, на что мы способны. Может быть, кто-нибудь заинтересуется. По-хорошему, можно создать багги-клуб. Посмотрите, на такой машине можно смело ехать в лес, на природу: в отличие от картинга, «Раптору» не нужны идеальные дороги. Уже сказал про обучение. Но и творчество: сейчас столько возможностей для творчества, жалко, если упустим шанс по-настоящему заинтересовать детей делом.

— Кто пожертвовал «ушастым» и во сколько он вам обошелся?

— Машину приобрели задаром.

— Цифру озвучьте.

— Тысяча рублей, а вся переделка обошлась, наверное, тысяч в двадцать. Трубы, металл пришлось покупать, двигатель основательно ремонтировать, поставили спортивные сиденья, ремни безопасности установить не успели. У нас в поселке постоянная проблема с электричеством — его, можно сказать, нет, спасает подстанция.

— Я смотрю, вы приехали не один, а с командой. Познакомьте с ребятами.

— Игорь Парфентьев приехал впервые, Дима Мочалов уже имеет опыт, является дипломантом областной выставки, Слава Салов тоже дипломант выставки, и Костя Алексеенко — новичок.

— Ваш «Вепрь» по вниманию обошел многие образцы. Сразу и не поймешь, на базе какой машины он сооружен.

— Это оригинальная конструкция. Разрабатывалась с 1994 года, первый выход совершила в 98-м. На «Вепре» я исколесил почти всю Иркутскую область и соседнюю Бурятию. Базы как таковой нет, рама от ГАЗ-53, укороченная, передний мост — от ЗиЛ-157, задний — ГАЗ-51, мосты облегчены, у них интегрированные дифференциалы от ГАЗ-66, двигатель КАВЗ от пазика, гидроусилитель зиловский. Колеса кразовские облегченные, машина идет очень мягко, крейсерская скорость 80—90 километров в час, во время испытаний разгонял до 130 км/час.

— Вы построил один автомобиль, другой, что дальше?

— Планов очень много. Сейчас занимаемся другим вездеходом, уже привезли видео с его испытаний. Машина называется «Есаул», если все получится, то к следующему фестивалю будет готов.

***

Мастер из глубинки Александр Побелянский со своим «Вепрем», как мы и предполагали, выиграл Байкалмоторшоу-2007 в номинации «Внедорожник», и, судя по съемкам, вряд ли найдутся достойные соперники у «Есаула».

Загрузка...