Ушаков Евгений - мастер берестяных полотен

Иркутянам и гостям города хорошо знакомы художественные полотна, составленные из фрагментов березовой коры, разных по цвету и фактуре. Сегодня речь пойдет о Евгении Владимировиче Ушакове - мастере, который создал шедевры. В 2001 году он подарил Иркутску свои произведения - 60 работ из бересты, - аналогов которым нет в мире.

После первой персональной

Впервые картины из бересты, выполненные в технике пластинчатой мозаики, ценители искусства увидели в Иркутском областном художественном музее 30 лет назад. Выставка вызвала удивление и восхищение. Евгений Ушаков стал первооткрывателем знакомого всем материала.

- В монументальных работах, - дает оценку научный сотрудник художественного музея Виктор Афонькин, - мастер отдает предпочтение конкретно-изобразительным формам, сложности детализации. Это предполагает долгое рассматривание композиций. В связи с этим возникает проблема точного размещения их в пространстве, только на близком расстоянии зритель воспринимает всю сюжетную сторону и точность светового решения

После выставки в книге отзывов музея появилась и такая запись: "Никогда в жизни не видел подобного, а теперь буду знать, что есть на свете такой человек-кудесник, который может заставить говорить деревья".

С персональной выставки иркутяне узнали имя автора монументально-декоративных панно, установленных во многих зданиях Иркутска - кинотеатре "Баргузин", гостинице "Ангара", в Иркутском аэропорту, энергетическом институте, Доме быта и т. д.

В журнале "Художник" искусствовед Юлия Михайлова написала, что невозможно повторить творчество иркутянина: береста пока подвластна только ему.

Непросто сложилась судьба монументалиста - художника, лауреата премии имени святителя Иннокентия, лауреата премии губернатора, участника выставок в Германии, Франции, Швейцарии, Америке и Южной Корее.

Голодное детство

Детство Ушакова связано с провинциальным городком Ялуторовском Тюменской области. С рождения рядом не стало отца, а письма и посылки приходили откуда-то издалека. Мать, учительница, рассказывала, что это был высокообразованный человек и не его вина, что он не рядом с семьей, но они носят его фамилию. Без того трудную жизнь усугубила война, и совсем стало тяжело, когда от инфаркта умерла мама. Мальчик сам получал пайку хлеба, вспомнил, как мама всегда ему отламывала от своей горбушки, было еще 37 рублей пенсии по потере кормильца, но и этого не хватало - у подростка началась дистрофия.

На помощь пришел учитель. С пятого класса педагог и профессиональный художник Александр Павлович Митинский преподавал Жене Ушакову рисование и черчение. Митинский считал, что у мальчика есть дар, они вместе ходили на этюды.

Узнав, в каком положении оказался любимый ученик, Митинский устроил его на мотоциклетный завод, эвакуированный из Таганрога, чертежником.

После первого рабочего дня в заводской столовой Женя жадно ел суп-лапшу, а затем перловую кашу и впервые за долгое время почувствовал сытость, хотя чувство голода еще долго преследовало его.

Война: мальчишка стал курсантом

Евгения Ушакова призвали в армию досрочно, в январе 1943 года, на возраст тогда строго не смотрели: на фронтах сложилась трудная обстановка, и настала нужда в подкреплении. Мальчишка стал курсантом 2-го Тюменского пехотного училища, где учился на артиллериста.

В училище кормили хорошо, даже по сравнению с пайком на заводе, но по неизвестной причине учебное заведение расформировали, курсантов-пехотинцев отправили на фронт, артиллеристов перебросили в воздушно-десантные войска. Снова началась учеба.

На фронт Евгений Ушаков попал в сорок пятом в 345-й гвардейский стрелковый полк, который находился в составе прославленной 14-й воздушно-десантной бригады. Испытания начались в Венгрии, в первый артобстрел и мощный налет авиации Ушаков отделался испугом, хотя лежал среди убитых и раненых бойцов полка.

В Австрии пришлось ходить в атаку. Маршем соединение прошло до Вены - это было начало мая, а День Победы Ушаков встретил в Праге.

Учеба по-соседству с Третьяковкой

После демобилизации Ушаков приехал в Тюмень, где жил Митинский, и остановился у Александра Павловича, стал работать в школе учителем рисования. Но вскоре его потянуло на большое творчество, поэтому он решился, с благословения Митинского, поехать в Москву.

Дорога на товарняках затянулась, и на экзамены в художественный вуз Евгений опоздал. Таких опоздавших оказалось несколько человек, и несостоявшимся абитуриентам посоветовали поспешить в текстильный институт, где на художественном отделении был недобор. Экзамены проблем не доставили, Ушаков стал студентом.

На отделении велись все предметы для художественного образования, а самое главное - Третьяковская галерея рядом.

По два раза в неделю Евгений бегал в Третьяковку, ходил в Музей имени Пушкина, где выставлялись импрессионисты - по тем временам почти запрещенные. Однако выставку вскоре убрали: открылась экспозиция подарков Сталину - вплоть до гимна Советского Союза на рисовом зерне, но Ушакова это мало интересовало.

По окончании отделения Евгений получил свободный диплом и в текстильной промышленности работать не собирался. На последнем курсе начал работу над полотном "Незабываемые дни" - это о войне и встрече Дня Победы в Чехословакии, но понял, что в Москве ему картину не написать: нет типажей и архитектуры, а таким городом в СССР мог стать только Львов. Здесь художник закончил картину, которую купили прямо на выставке.

После продажи полотна Евгений решил, что его больше ничто не связывает с Западной Украиной, и отправился в Сибирь.

Окончание в следующем номере.

Метки:
baikalpress_id:  33 036