Доктор Вайс

Ученый с мировым именем является отцом знаменитой певицы Аиды Ведищевой

Недавно шел по весеннему Иркутску и вдруг услышал знакомую песню про оленя, который бежит в свою страну оленью. Маленькие школьники распевали шлягер шестидесятых. Значит, не забыта песня, как и первая ее исполнительница. Аида Ведищева-Вайс не ушла в забвение - отец тем более: студенты стомфаков медуниверситетов учатся по толстенному труду "Терапевтическая стоматология", изданному еще в 1965 году, профессора Соломона Иосифовича Вайса.

На смену козьей ножке

В начале ХХ века в Иркутской губернии с зубной болью фельдшеры справлялись лихо, для этого у них в арсенале был только один инструмент - "козья ножка", которой вырывали заболевший зуб. О наркозе и не мечтали.

На всю Сибирь специалистов готовили только в Иркутске и Томске.

По архивным данным 1906-1909 годов, в Прибайкалье насчитывалось 16 зубных врачей, а первый стомкабинет для приходящих открылся в центре Иркутска - при Михеевской больнице (мецената медицины купца Михеева).

Медицинский факультет появился в Иркутске при университете в 1919 году, лекции читал практикующий врач Николай Иванович Агапов, основным направлением деятельности которого стала стоматология. Через семь лет он защитил диссертацию на степень доктора медицинских наук. С его легкой руки в Иркутске появился стоматологический институт. Ученый оставил много последователей.

Кафедрой терапевтической стоматологии руководила доцент Софья Натановна Левенсон. В феврале 1951 года в Иркутском стоминституте появился профессор Вайс.

Король стоматологии

В 1952 году стоминститут вошел в состав Иркутского государственного медицинского института как самостоятельный факультет. Кафедру терапевтической стоматологии возглавил профессор Соломон Иосифович Вайс, крупный ученый, известный на всю страну. К тому времени он был автором 58 научных работ и монографии "Болезнь пульпы зуба". Должность доцента кафедры заняла Левенсон, но Вайс не дал ходить ей в доцентах: он помог Софье Натановне, которая вела кафедру с 1938 года, защитить докторскую диссертацию, и Левенсон проработала на кафедре до 1963 года.

 Вайс резко изменил работу кафедры: в первую очередь поставил вопрос о подготовке научных кадров, и через несколько лет в преподавательский состав влилось восемь доморощенных кандидатов медицинских наук. Начинаются новые разработки методик лечения самых различных стомзаболеваний. Апогеем работы Вайса стал учебник "Терапевтическая стоматология", вышедший в московском издательстве "Медицина". Это фундаментальный труд, и сам Соломон Иосифович сказал по этому поводу так: "Счел необходимым включить некоторые разделы, которые не нашли отражения в учебной программе, а вопросы приобрели практическое значение и актуальность. Дополнил учебник новыми данными, которыми обогатились теория и практика после выхода в свет предыдущих".

Вайс был человеком весьма интеллигентным, но, хотя по голову его занимала наука, простым и доступным для всех и со всеми категориями людей на одном уровне.

- Его лекции начинались со слов "уважаемые коллеги", - вспоминает одна из учениц Вайса, ветеран труда Тамара Михайловна Полякова, всю жизнь отдавшая терапевтической стоматологии. - Мы, хотя были студентами, чувствовали полную причастность: большой ученый говорил с нами на равных. Многие из нашей группы стали учеными и практиками: Олег Салагай, Валентин Федчишин, профессор Виктор Трофимов. Мы гордились, что учимся у Вайса: пускай нам завидуют москвичи и ленинградцы, где в институтах научные стомцентры. Мы слушали Вайса, а не только постигали его учебник.

У профессора Вайса была талантливая дочь, которая училась в институте иностранных языков, ныне лингвистическом университете. Вайс, конечно, терзался мыслью, что дочь не пошла по стопам отца, как многие в семье Вайсов.

В джазе Утесова

У Иды (Аиды) Вайс с детства был прекрасный голос, она посещала кружок художественной самодеятельности мединститута, которым руководила известная в Иркутске музыкальная супружеская чета Патрушевых. Здесь был хор - лауреат всесоюзных студенческих конкурсов, ставилась опера "Евгений Онегин". Ида выступала с сольным пением, и часто Патрушев говорил, что быть ей большой артисткой. Слова крепко запали в голову девушке.

Ида неожиданно для отца бросила институт и уехала в Москву. В консерваторию она не поступила, но не отчаялась и пошла в училище эстрады, где на манеру ее исполнения обратил внимание Леонид Утесов. Ида (теперь Аида) стала столичной певицей в джазе Утесова. Но работа с кумиром оказалась нелегкой: он был не просто строг - придирчив, а иногда жесток и никому не давал самостоятельности. Настоящий Утесов оказался непохожим на пастуха Костю из "Веселых ребят".

На девушку обратил внимание эстрадный иллюзионист Ведищев, и Аида делает выбор (ей хотелось сменить фамилию). Но брак по расчету длился недолго. Тем не менее на сцену выходила Аида Ведищева.

Занавес закрывается

В Москве на приеме у министра культуры Фурцевой вместо благодарности за победу в международном конкурсе исполнителей эстрадной песни она услышала: "Милочка, о чем вы поете?" "Я должна была петь гимн Советского Союза?" - шепотом проговорила Аида. Но слова прозвучали как набат, и московский занавес для Ведищевой закрылся.

 Через некоторое время Аиду вызвали в обком партии. Она увидела членов бюро во главе с первым секретарем. "У вас такие доходы, вы получаете больше работников партийного аппарата", - начинался какой-то разговор. Но Аида взорвалась: "Я работаю, а вы штаны протираете!" Она выскочила из кабинета, и дверь захлопнулась - теперь навсегда.

Американская жизнь Аиды Ведищевой

Из СССР - в США, из примы - в никому не известную эмигрантку. Все нужно было начинать заново. Ведищева поступила в колледж, начала изучать американский кинематограф, театр, танец. Поначалу все заработанные деньги уходили на билеты на бродвейские спектакли: так Аида училась. Зато уже через два года она выступала в малом Карнеги-холле со своей первой американской программой, которую организовал знаменитый Джо Франклин - тот самый, что открыл Барбру Стрейзанд. Об этом "Копейка" писала в прошлом году.

Первое турне по Канаде принесло баснословный гонорар, на который Аида построила дом. Ее концерты при хорошей рекламе привлекли внимание самой богатой публики, и на одном из концертов в Аиду влюбился мультимиллионер из Калифорнии. Он увез ее в свой дворец неподалеку от Голливуда. Началась совсем иная жизнь. Соловей оказался в клетке. Но певица сумела порвать со сладкой жизнью, вернулась в свой дом.

 Болезнь подстерегла нежданно-негаданно, и диагноз прозвучал как приговор - рак желудка. Аида не сдалась, она стала искать клинику, где можно сделать операцию. Врачи не соглашались. С трудом нашелся хирург, который без гарантий на успех решился помочь певице. Шансов было мало, но операцию сделали, и свершилось чудо: через некоторое время Америка вновь услышала голос Аиды Ведищевой.

P. S. В 2001 году к американской певице пришло настоящее счастье: Аиду Ведищеву пригласили в Москву на концерт, который состоялся в ГЦКЗ "Россия". Это была встреча уже с новой Россией, но большой Родиной. Здесь ей вручили заслуженную премию за выдающийся вклад в развитие музыки отечественного жанра.

Метки:
baikalpress_id:  33 031