ЕГЭ - страшен ли он?

ЕГЭ - это единый государственный экзамен, который сдают выпускники школ. Он позволяет совмещать итоговую аттестацию со вступительными экзаменами в государственные вузы России. Министерство образования считает, что ЕГЭ помогает совершенствовать оценки качества знаний выпускников. Многие школьники до сих пор слабо представляют, что это такое, и поэтому боятся его. Что же это за ЕГЭ такой страшный, специально для "Копилки" выясняла Екатерина Мотвиенко.

ЕГЭ - особый формат экзамена, во многом схожий со стандартами подобных экзаменов на Западе. Учащиеся получают тестовые задания, запечатанные в индивидуальный пакет, называемый КИМом (контрольно-измерительным материалом).

ЕГЭ содержит несколько десятков заданий, сформулированных в трех формах:

  • задания части А - к вопросу экзаменуемому дается четыре варианта ответа на выбор, из которых нужно выбрать только один;

  • задания части В - ответ должен быть кратко сформулирован и записан в бланке ответов в виде слова или числа;

  • задания части С требуют развернутого ответа.

Задания части А и В проверяются компьютером, а часть С - группой независимых экспертов в составе комиссии, которая создается специально на время ЕГЭ. Экзамен проводится не в стенах родной школы, а в другой (как правило, ближайшей) школе, где следить за ходом экзамена будут учителя из третьей школы - для того, чтобы обеспечить беспристрастность и бдительность тех же преподавателей.

Списать на экзамене практически невозможно, контроль над учениками во время написания ЕГЭ очень жесткий.

Как же относятся к ЕГЭ сами школьники? В основном отрицательно. Только услышав слово "ЕГЭ", многие хватались за голову. Даже отличники и хорошисты в своих силах на экзамене не уверены.

Мнения большинства одиннадцатиклассников схожи в одном - сдавать и готовиться к ЕГЭ намного сложнее, чем к традиционным экзаменам. И действительно, если говорить о результатах пробного ЕГЭ, который ученики школ Иркутска писали этой зимой, то они очень удручающие. Около 50% школьников написало пробный ЕГЭ по математике с оценкой "неудовлетворительно".

В прошлом году для выпускников действовала система "плюс один балл". Нынче такого уже не будет, и ученики заранее опасаются плохих оценок:

- Можно сказать, на нас сейчас ставят эксперимент. И если он окажется неудачным, в будущем ЕГЭ отменят. Но кто защитит в таком случае наши права, когда мы с такими плохими оценками не сможем поступить в вузы?

Следует добавить, что сама процедура проведения ЕГЭ создает стрессовую ситуацию для экзаменуемых: в чужой школе, с незнакомыми учителями, под супербдительным контролем (вплоть до того, что нельзя повернуть голову в сторону, как делают замечание, а за два замечания уже удаление из аудитории). В такой обстановке достаточно трудно применить все свои знания, даже подготовленные ученики могут растеряться.

А что в свою очередь думают учителя?

 Своим мнением поделилась Вера Васильевна Гришина, преподаватель иркутской гимназии № 25:

- Я думаю, в ЕГЭ есть и положительные, и отрицательные стороны. ЕГЭ дает ученикам возможность сдавать одновременно и выпускной, и вступительный экзамены, тем самым избавляя от лишних стрессов. Относительно сложности ЕГЭ следует сказать, что подготовиться к нему и сдать на хорошую оценку вполне реально. Например, многие выпускники прошлого года были настроены на то, чтобы учиться в вузе на коммерческой основе, но ЕГЭ сдали очень успешно и потому прошли на бюджетные места. Говорят, что у учеников, которые учатся плохо, мало шансов сдать ЕГЭ на положительную оценку или вообще сдать его. Но положа руку на сердце: у таких выпускников ровно столько же шансов сдать экзамены в традиционной форме. Другое дело, если говорить о школьниках, которым было бы легче сдавать устный экзамен, где при непосредственном общении с учеником учитель может задать дополнительные вопросы и оценить уровень знаний экзаменуемого в полном объеме. Некоторым ученикам просто сложно приспособиться к экзамену в тестовой форме.

Как учителю ЕГЭ дает мне некий азарт: результаты экзамена проверяет независимая комиссия, и я могу узнать наиболее объективные результаты моей преподавательской деятельности - как я научила учеников своему предмету.

Вера Васильевна считает, что есть и сложности в проведении ЕГЭ, например неотработанные организационные моменты проведения экзамена. Попадались выпускникам не совсем корректные задания, и вопросы, которые имеют два правильных ответа, тогда как должен быть только один.

Как в любом начинании, у ЕГЭ есть и достоинства, и недостатки. Мне кажется, плюсом стоит считать то, что мы пытаемся совершенствовать нашу систему образования, ведь время не стоит на месте и мы должны развиваться, двигаться вперед. Но с другой стороны - сложность заданий ЕГЭ зачастую превышает уровень знаний, получаемых учениками в школе. Нередки случаи ошибок в самом ЕГЭ, что окончательно выбивает почву из-под ног.

Возможно, Министерство образования поторопилось с внедрением подобных методов. В любом случае ни ученики, ни учителя не могут повлиять на ход событий, как и не имеют выбора, сдавать или не сдавать ЕГЭ. И только со временем мы сможем реально осознать и оценить последствия введения ЕГЭ для нынешних выпускников.

Загрузка...