Аудит безопасности

В недалеком будущем в системе государственного пожарного надзора ожидаются изменения. О предстоящей реорганизации нашему корреспонденту рассказал исполняющий обязанности заместителя начальника УГПН ГУ МЧС РФ по Иркутской области Виктор Марковцев.

— Аудит безопасности — это система независимой оценки рисков. Риск — это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Смысл концепции аудита в том, что сегодня надзор за безопасностью на предприятиях, в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляет государство с применением типовых схем защиты, а предполагается введение адресных систем (расчетные методы оценки рисков). Сейчас за соблюдением норм и правил пожарной безопасности на большей части объектов следят органы Госпожнадзора МЧС России. При новой же системе ряд функций передадут в ведение независимых экспертных организаций. Госконтроль сохранится лишь на особо важных для национальной безопасности объектах, в местах и организациях с массовым пребыванием людей (школы, больницы и другие), а также на предприятиях атомной энергетики.

Введение адресных систем защиты объектов позволяет предпринимателям расчетными методами оценить угрозу находящимся на его объекте людям и собственному имуществу. В случае отсутствия такой угрозы — уйти от выполнения противопожарных мероприятий, требующих больших материальных затрат. К тому же новый подход в оценке рисков позволит значительно снизить коррупцию в вопросах контроля за уровнем безопасности предприятий и организаций, предупреждения ЧС, за выполнением мероприятий гражданской обороны. Осуществлять оценку рисков в подавляющем большинстве случаев будут независимые экспертные организации — аудиторы. Без их заключения предприниматель не сможет застраховать свой бизнес.

Фирма-аудитор будет иметь государственную лицензию на осуществление своей деятельности, ее специалисты пройдут соответствующую подготовку в учебных заведениях нашего министерства.

Одна из ключевых задач реформы надзорной деятельности — реорганизация доставшейся нам с советских времен системы нормирования, которая к настоящему времени не только морально устарела, но и не удовлетворяет запросам общества и требованиям жизни. В СССР существовали достаточно жесткие нормы пожарной безопасности. Например, согласно действовавшим в то время требованиям, противопожарный разрыв между деревянным и каменным строением должен был составлять 15 метров. Больше можно, меньше — нельзя. Данная норма, однако, не принимала в расчет таких мелочей, как, например, характер местности или климатические особенности эксплуатации объектов, характер производства. Ведь одно дело, когда речь идет об овощной лавке, и другое — когда у вас под боком нефтеналивной терминал. Не отвечала упомянутая норма и на такой вопрос: что произойдет, если расстояние между двумя объектами, скажем, четырнадцать с половиной метров?

Другой пример. Согласно требованиям советского нормирования, риск гибели человека на пожаре должен был составлять 10 в минус шестой степени. Обеспечить данный показатель в СССР можно было только одним способом — выполнив весь список требований Госпожнадзора. Новая система нормирования более гибкая и менее догматичная. Предположим, вы собственник предприятия. Ваша задача — обеспечить пожарную безопасность на производстве. Вы можете не мудрствуя лукаво взять за образец свод правил пожарной безопасности и выполнить его от корки до корки. С другой стороны, закон позволяет вам разрабатывать собственные, отличные от "стандартных", программы защиты от пожара. И если независимая экспертиза признает ваши действия необходимыми и достаточными — вы получите соответствующее "добро" на эксплуатацию объекта. А если эксперты, не дай Бог, ошибутся, то им придется отвечать перед законом и страховыми компаниями.

В Иркутской области будущих аудиторов планируют отправить на учебу в Академию ГПС (Москва) в сентябре текущего года. Необходимо еще дождаться принятия соответствующих законодательных актов.

Загрузка...