Я б в спасатели пошел — пусть меня научат

За последние пять лет в образовательных учреждениях страны зарегистрировано свыше 8 тысяч пожаров с материальным ущербом более 140 миллионов рублей. В огне погибло 158 человек, 85 из них — дети.

Каждый пятый пожар в общеобразовательных учреждениях происходит в результате нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования, почти все остальные — в результате неосторожного обращения с огнем. На протяжении многих лет пожарная безопасность школ, а стало быть жизнь и здоровье наших детей, мало кого интересовала. Затем случились пожары в школах Дагестана и Якутии, где школьники гибли в огне целыми классами. Те события потрясли всю страну... Такую вот страшную цену мы, граждане, должны были заплатить за то, чтобы выделение средств на обеспечение безопасности детей в школах стало наконец для чиновников и депутатов приоритетным при формировании бюджетов всех уровней.

— В средней школе № 39 г. Ангарска выполнены все требования правил пожарной безопасности, — это слова начальника местного отдела Государственного пожарного надзора МЧС полковника внутренней службы Игоря Баснина. — Причем это учебное заведение у нас отнюдь не единственное, которое можно назвать образцовым с точки зрения организации мероприятий по пожарной безопасности. Я даже назвал бы ее типичной для Ангарского района.

В день, когда мы приехали, в школе проходил плановый общешкольный семинар "Изучаем ОБЖ", в 3-м классе — в виде пожарной викторины. Класс разбился на две команды — "Огонек" и "Огнетушитель". Дети мгновенно реагировали на вопросы учителя, продемонстрировали, что азы пожарной безопасности всем им хорошо знакомы, проявили завидное знание правил пожарной безопасности и хорошие навыки по их применению. Все они, безусловно, смогут правильно сориентироваться в случае пожара. В семинаре участвовали все ученики школы, но особый интерес — к выпускникам.

В 11-м профильном пожарно-спасательном классе проходит открытый урок: о проблемах пожарной безопасности и культуре безопасной жизнедеятельности в целом ребята говорят уже на профессиональном языке, второй год углубленно изучают проблемы безопасности. К преподаванию привлекаются специалисты противопожарной и спасательной служб МЧС, преподаватели учебных заведений МВД. Директор школы Галина Масленникова рассказала, что ребята шли в необычный класс охотно, тем более что кроме обязательных пожарно-спасательных дисциплин в качестве факультатива у ребят есть возможность на практике освоить огневую подготовку, рукопашный бой, досконально ознакомиться с пожарной техникой и еще овладеть навыками выживания в природной среде, т. е. ходить в турпоходы. Среди будущих выпускников уже определилась и группа тех, кто собирается поступать на пожарный факультет Восточно-Сибирского института МВД. Среди них Иван Пахоменко. Он вызвался провести тематическую экскурсию по школе.

— Одна из основных проблем эвакуации из помещений современных школ — это наличие металлических решеток на окнах, — сразу, не сходя с места (а он стоял возле зарешеченного окна, где за стеклом уже таяли сугробы), начал экскурсию Иван. — Решетки мешают эвакуировать людей, если основные выходы оказались вдруг завалены — скажем, в результате взрыва или землетрясения — обломками строительных конструкций или отрезаны огнем. В нашей школе эта проблема решена. Решетки у нас есть, но они распашные. Рядом находятся ключи. В случае, когда необходимо провести эвакуацию, мы можем вывести и учеников, и учителей через окна.

Следующий адрес экскурсии — уголок безопасности. Такие оформлены в каждом классе. Здесь находится информация о том, как действовать при пожаре, другой чрезвычайной ситуации. Есть информация о правилах дорожного движения и поведения на дорогах. Уголки постоянно обновляются в зависимости от времени года. Зимой — про гололед, травмы, падение сосулек. Весной — про опасность нахождения на тонком льду; как быть, если провалился. Летом — про клещей, про пожары в лесу, правила поведения на воде.

— Мне кажется, что сложнее всего защитить себя от террористов, — размышляет наш юный экскурсовод. — Это сегодня одна из глобальных проблем общества. В школе есть много наглядной информации, посвященной именно этой тематике: как вести себя, когда ты оказался в заложниках, что делать, если вдруг началась стрельба, как проявлять бдительность.

Идем по школьному коридору. На стенах — детские рисунки на пожарную тематику, в школе недавно проходил конкурс "01 — служба спасения". У окон в конце коридора обязательные атрибуты школьного интерьера — огнетушители.

— Еще есть у нас тревожные кнопки, — рассказывает Ваня. — Установленные возле выходов на лестничные клетки, первое время они доставляли много хлопот: интересно было поиграть некоторым нашим умникам, бегут мимо — нажмут. Школа эвакуировалась по нескольку раз в день. Потом к кнопкам привыкли... Еще в школе смонтированы во всех помещениях датчики противопожарной автоматики. Они есть и исправно работают. Их сигналы, так же как и сигналы с тревожной кнопки, автоматически поступают непосредственно на пульт пожарной части, а значит, сокращен интервал времени вызова пожарных подразделений.

В Ангарске и районе успешно реализуются муниципальные программы "Пожарная безопасность общеобразовательных учреждений", по которым уже освоено более 55 миллионов рублей. Всего же на выполнение противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях Иркутской области в 2006 году из областного и муниципальных бюджетов было выделено около 85 миллионов рублей, что в два с половиной раза больше, чем за аналогичный период года предыдущего.

Метки:
baikalpress_id:  32 502