Мне сверху видно все...

Чтобы правильно оценить обстановку на льду Байкала, спасатели подняли в воздух вертолет

"Рекомендовать мэру Ольхонского районного муниципального образования ввести на территории режим повышенной готовности, обеспечить мероприятия по ограничению доступа населения и транспорта на лед озера Байкал, организовать патрулирование автодорог, ведущих к озеру, провести работы по разрушению съездов на лед, выставить специальные запрещающие знаки и информационные щиты, предупреждающие об опасности нахождения на льду". Это только небольшая выкладка из распоряжения областной администрации. Как показал визуальный осмотр акватории Малого моря с вертолета, многие пункты этого документа выполнены в неполном объеме или не выполнены вовсе. В некоторых местах были выставлены щиты с предупреждающей информацией, но ни одного сотрудника милиции в окрестностях озера спасатели не увидели. Продолжали существовать и съезды на лед. Впрочем, труды инспекторов ГИМС, круглосуточно дежуривших в этом районе и предупреждавших рыбаков об опасности, не прошли даром — автомобилей, оставленных на берегу, заметно прибавилось.

— Я рыбачу уже тридцать лет. Всегда заезжал на автомобиле и ни разу не проваливался. Правда, никогда, даже на льду, не садился за руль после приема спиртных напитков, — признается Александр Ведерников, рыбак со стажем. — Тонут-то в основном пьяные, гонки устраивают на льду и полынью не замечают. Даже выполняя все правила, человек в этих местах все равно подвергается опасности. Тем более что нынешней весной лед намного тоньше, чем в прошлые годы. К тому же неизвестно, как отреагировал лед на прошедшие землетрясения. Байкал ведь очень непредсказуем. Чтобы свести риск к минимуму, я оставил машину на берегу и товарищам посоветовал.

Вертолет сделал четыре остановки возле наибольшего скопления рыбаков, и везде сотрудники МЧС проводили беседы с любителями подледного лова и просили убрать машины от греха подальше на берег. Многие послушались, и уже с высоты спасатели видели двигавшиеся к суше автомобили. А их ведь могло и не быть на льду, если бы администрация приняла полные меры безопасности. Ведь сотрудники МЧС не могут запретить выезд на лед. Это не входит в их компетенцию. Они могут только советовать, говорит Александр Росбах, начальник отдела ГИМС ГУ МЧС по Иркутской области:

— Приблизительно на льду Малого моря в этот день находилось около 500 автомобилей и свыше полутора тысяч рыбаков. Со многими были проведены беседы, розданы листовки. Однако работы еще много — полностью запретить подледный лед мы не можем, но профилактикой заниматься надо. К сожалению, не было с нами сотрудников ГИБДД. Тонут же в основном люди в нетрезвом состоянии. Не было с нами и специалистов Прибайкальского национального парка. Сами видели, во что превращен лед в местах стоянок: разнообразнейший мусор. И ведь не каждый рыбак увезет его с собой. Вот здесь можно было бы выписать предписание, заставить убрать. А это тонны мусора, которые со временем попадут в наше чистейшее озеро. Пора подледную рыбалку взять под жесткий контроль со стороны государственных и муниципальных учреждений. Только тогда можно будет навести порядок, исключить гибель людей и захламление Байкала. По результатам этого рейда мы будем готовить документы в администрацию области и Сибирский региональный центр МЧС.

Нашлась в этот день работа и для лесной охраны. С воздуха был обнаружен лесной пожар, который, скорее всего, возник по вине человека — сухих гроз ведь еще не было. Только вечером вертолет совершил посадку в Иркутске. Вместо того чтобы идти отдыхать, сотрудники ГИМС отправились готовить отчет о проделанной работе. По их мнению, в Ольхонском районе необходимо ввести режим чрезвычайного положения.

* * *

Государственная инспекция по маломерным судам ГУ МЧС России по Иркутской области не ведет статистики по количеству автомобилей, провалившихся под лед. Регистрируются только те случаи, когда произошла трагедия. По данным ГИМС, за зимний сезон с осени 2005-го по весну 2006-го погибло 18 человек, а количество утонувших автомобилей, по приблизительному подсчету, свыше тридцати. В этом сезоне вода унесла жизни 10 человек, под лед ушло два десятка машин. По мнению главного специалиста ГИМС Сергея Моисеева, особую роль сыграли профилактические мероприятия: листовки с предупреждением об опасности, информация в средствах массовой информации и пристальное внимание к этой проблеме со стороны администрации области.

— В минувшие выходные мы вновь ездили в район Малого моря с проверкой. Результаты не обрадовали, но и не огорчили: людей на льду было много, но большинство оставили транспорт на суше. Вместе с нами на этот раз были и сотрудники ГИБДД, но они работали по своим статьям. Мы раздавали рыбакам листовки с предупреждением об опасности и проводили беседы. Когда получили по рации штормовое предупреждение, то сразу же сообщили всем нашим инспекторам на постах, чтобы они предупредили находящихся на льду людей. Многие рыбаки, услышав об усилении ветра, смотали снасти и уехали. Но были и те, кто остался на льду и в такой ситуации...

P. S. Тем временем список людей, погибших в результате беспечности на тонком весеннем льду, продолжает расти. Очередное ЧП произошло 14 апреля в Куйтунском районе на реке Оке. Под лед провалился трактор ЮМЗ. Механизатор — 45-летний житель деревни Тулюшка — погиб. В настоящее время на месте работает водолазная группа АСС Иркутской области. Трагедия произошла в 20 метрах от берега. Трактор ушел на глубину 7 метров. По информации ГИМС, в том районе официальных переправ уже не было.

Метки:
baikalpress_id:  33 018