Двоечники попали в Интернет

Мамы и папы получили возможность контролировать учебу детей через Всемирную паутину

Родители тех девочек и мальчиков, которые учатся в иркутской школе 14, теперь могут следить за успеваемостью своих детей через Интернет. В учебном заведении с недавнего времени работает система Net-школа — единая школьная компьютерная сеть. В ней есть все, начиная с расписания уроков всех классов и оценок в дневниках до графиков успеваемости и официальных документов. Пользоваться сетью могут администрация школы, учителя, ученики, родители, причем, чтобы она работала, немалый вклад должны вносить преподаватели. Пока же большинство учителей относится к новинке с некоторым недоверием.

Система Net-школа внедрена уже более чем в 400 учебных заведениях страны. В Иркутске это один из первых опытов. Суть нововведения заключается в том, что в школе образуется единое информационное пространство. К сети подключены все компьютеры в различных кабинетах, и многочисленные пользователи обладают разными правами доступа к информации. У каждого пользователя — свой пароль для входа в систему.

— В этой сети большая база данных, все, чем живет школа, — рассказывает заместитель директора по ИКТ МОУ "Школа 14" Николай Андреевич Гормаш. — Собраны имена всех учеников. Их можно "рассортировать" в алфавитном порядке или по классам. Вообще, в школах есть такие алфавитные книги, и, когда нужно кого-нибудь найти, долго ищут в этих книгах. Даже если учеников всего несколько сотен — сколько времени и сил займет поиск! А ведь там записаны и те, кто учится, и те, кто уже ушел из школы. Вот у нашего завуча весь шкаф в кабинете забит этими книгами. А в системе я ввожу фамилию — и вот, пожалуйста, выдает: например — Маша Сидорова, 1992 года рождения, пол — женский, учится в 9 "А" классе. Кроме того, на каждого ученика есть личная карточка — ФИО, домашний телефон, адрес, паспортные данные, имена родителей (и сведения о них), какой иностранный язык изучает, ИНН, номер личного дела, свидетельства о рождении, психолого-педагогическая характеристика. Но самое главное — данные недоступны посторонним. Их может видеть психолог, директор, и я, как администратор с расширенными правами доступа. Все.

Первую пользу внутришкольная сеть принесла уже в начале своей работы. Поступил запрос из милиции — учится ли такой-то мальчик. Органы правопорядка пресекли хулиганские действия парнишки, а он назвал свою фамилию и сказал, что он ученик 3-го класса 14-й школы. Николай Андреевич вошел в систему и выяснил, что с такой фамилией у них в школе два ученика, но оба они — старшеклассники. Вот и выяснили, что мальчик все придумал.

Есть в системе информация и обо всех сотрудникам школы, с фотографиями и данными.

— При создании сети в школе возникает немало проблем, — делится Николай Андреевич. — Сугубо технических — две. Первая: чтобы система работала, необходимо иметь в школе внутреннюю компьютерную сеть. Вторая: внесение данных в систему — гигантский труд. Обычно школы пытаются провернуть работу с помощью учителей информатики, которым это не нужно, или силами классных руководителей или учителей.

Первую и главную проблему удалось решить едва ли не проще всех остальных. Николай Гормаш, "заболевший" внутришкольной компьютерной сетью, сумел убедить уже немолодого директора школы, Виталия Васильевича Сафронова, в ее необходимости. Изыскали средства, приобрели компьютеры, на будущее завели сетевые подключения во все классы, даже где еще нет и пока не планируется установка машины. С занесением базы данных более-менее разобрались.

— Что еще интересного в системе? Может автоматически создавать расписание уроков, но это не очень удобно — не учитывается человеческий фактор. Позволяет посмотреть расписание — по времени, по классам, по учителям, на день, неделю, месяц, четверть. Также позволяет в считанные секунды найти учителя — в каком кабинете, на каком уроке. Есть возможность посмотреть, у кого, например, сегодня день рождения, выдает список и детей, и сотрудников.

В системе можно создать и тестирующие программы, автоматически заполнять нужные департаменту образования карточки для ЕГЭ — когда на каждого ученика уже есть все данные. Кроме того, любой учащийся может сделать свою страничку, оформлять свои достижения, проекты, делать задания по сети с учителем. Сеть позволит открыть и школьную электронную газету, где корреспонденты отправляют материалы редактору, а он правит и открывает доступ для всех.

— В системе есть и форум, на котором можно общаться, обсуждать последние новости, вывешивать объявления, — рассказывает Николай Гормаш. — В отличие от обычного инет-форума, он несет в себе еще и педагогическую нагрузку. Объясняю. Маша Сидорова прекрасно знает — то, что она напишет в школьном форуме, будут видеть и ее сосед по парте, и учитель, и директор. А поэтому употреблять "превед медвед" и крепкие выражения не будет. Ну или не должна, по крайней мере.

Однако для родителей самое интересное — это классный журнал: зашел в любое время в Интернет, посмотрел, как сын или дочь учатся, сколько уроков прогуляли. Причем мама или папа видят только оценки своего чада, и отругать его за то, что он написал контрольную хуже, чем соседка по парте, не получится. Зато есть возможность сравнить успеваемость своего ребенка и общую успеваемость класса по всем предметам — система выстраивает разноцветные диаграммы.

Но для того чтобы система жила и работала, необходимо активное участие учителей. Каждый педагог должен хотя бы раз в неделю проставлять оценки по своему классу. Практика показала, что этот аспект — самая труднорешаемая проблема.

— Одни считают, что это напрасная трата личного времени, причем личного; другие — что, раз они не знают компьютер, незачем и учиться, — говорит Николай Андреевич. — Третьи просто не понимают, зачем это нужно. Учителя привыкли работать по-старому и с недоверием относятся к инновационному режиму. Поэтому мы проводим семинары и разрабатываем целую систему мер, в том числе планируем ввести и материальные поощрения. Такая возможность у нас есть. Педагоги должны понять, что современность этого требует, и сеть не враг им, а помощник. Например, с ее помощью сдать ежегодный многостраничный отчет ОШ-1 гораздо проще и быстрее, чем писать от руки. Есть там и законы, и базисные учебные планы, и бланки разные.

Специально для учителей, не знакомых с компьютерными технологиями, Николай Андреевич открыл курс обучения. Из 24 человек, записавшихся к нему, окончили курс всего восемь.

Поэтому основную ставку в работе сети Николай Гормаш делает все же на следующий учебный год. В нынешнем же основная цель — расшевелить, зажечь педагогов, показать, как это здорово, а с сентября можно будет уже и учеников привлекать. Родители также пока еще осторожничают: пароль на доступ в систему пока получили мамы и папы всего десяти учеников.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments