Иркутяне ведут бои в воздухе

Авиамодельный воздушный бой — вид спорта довольно редкий. Но и у нас в Иркутске есть спортсмены такого профиля. Их всего четыре человека, и когда они поднимают самолеты в воздух, вокруг собираются люди, удивляются и спрашивают: "А это что, и у нас есть?" "Есть!" — отвечают авиамоделисты. И продолжают летать и поражать.

К сожалению, немногие хоть что-то знают о том, что такое авиамодельный воздушный бой. Раньше, в советское время, авиамодельный спорт в Иркутске имел широкое распространение — работало большое количество секций, осуществлялось финансирование соревнований и материально-техническое оснащение кружков. На городские и областные соревнования съезжалось до 150 человек всех возрастов из разных городов нашей области. Теперь авиамодельный спорт почти не развивается.

Воздушным боем в Иркутской области сегодня профессионально занимается только одна команда из четырех человек. В прошлом году на этапе Кубка России в Чите экипаж в составе Александра Кретова и Андрея Барашнина завоевал бронзовую медаль.

Александр Егорович Кретов — инженер Иркутского авиазавода, мастер спорта России. Авиамодельный спорт для него — это жизнь. Авиамоделями он занимается более 30 лет, с шести сам начал их строить. И вот уже 20 лет выступает на соревнованиях по кордовым моделям.

Справка

Виды моделей бывают разные — свободнолетающие, радиоуправляемые или кордовые. Управление кордовыми моделями осуществляется кордом (две или более проволочные нити или тросики), который связывает модель и ручку управления. Пилот изменяет положение ручки, отклоняя рули модели в нужное направление — и так управляет "самолетом". К сожалению, этот достаточно простой, относительно дешевый и зрелищный класс моделей незаслуженно забыт.

— В этом году у нас запланированы выступления на трех этапах Кубка России и, естественно, чемпионат России. Если ездить на большее количество этапов, а их всего 34, никаких денег не хватит! — объясняет Александр Егорович. — Мы представляем федерацию Иркутской области по авиамодельному спорту и стараемся культивировать как раз кордовые модели.

Самый спортивный и зрелищный класс в авиамодельном спорте — это воздушный бой. О правилах проведения соревнований можно рассказать только очень кратко.

К простому на вид самолету с мотором прикрепляется 16-метровый трос, к нему — ручка, которую пилот держит и так управляет моделью. На ручке обязательно должна быть страховочная петля для предотвращения случайного выпуска модели. На соревнованиях одному экипажу разрешено работать только с двумя самолетами: один сломался — другой полетел. Экипаж вызывают на старт, выносят модели, ведется подготовка техники, заправляют топливный бак. Экипаж состоит из двух человек — пилота и механика. Пилот находится в центре четырехметрового круга, где, собственно, и проходит соревнование. Здесь он встречается с соперником. Также внутри круга находится и судья — его называют центр-маршалом, — который следит за ходом боя. Выходить из этого пространства пилоту во время битвы нельзя — это грозит дисквалификацией. Дальше — запуск двигателя. Судья отсчитывает: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Пилот дает знак механику. Взлет! Бой длится четыре минуты. За каждую секунду полетного времени экипажу присуждается по одному очку, за каждую на земле — отнимается. Считается, что, если за две минуты самолет не взлетел, экипаж проиграл. Но если уж взлетел, то в воздухе можно делать все, что угодно! У каждого свои правила по ведению боя.

Цель соревнования — обрубить у самолета соперника ленту длиной в 2,5 метра, которую ему привязывают перед выходом в круг, и не дать отрубить свою такую же ленточку. За каждый отруб ленты дается 100 очков, а срезать ее возможно только воздушным винтом.

— Во время боя всякое бывает. Тросы в полете неоднократно переплетаются между собой. Самолеты сталкиваются друг с другом и с землей, случаются и тараны. Спортивная техника, то есть модели, строится с учетом таких коллизий. Представляете, при скоростях 150 км/ч лобовое столкновение, что там от них может остаться! — рассказывает Александр. — Иногда остается полсамолета, но на нем даже можно отлетать оставшееся время. Когда модель падает, механик должен успеть завести вторую. Ему приходится перецеплять ленту. По возможности надо реанимировать и первый самолет, сделать так называемый экспресс-ремонт: модель перематывают скотчем, она уже туго управляема, да и в воздухе слабо держится, но часто именно взлет такого самолета приводит к победе. Спасибо механикам - без них экипажу не выиграть.

На самом деле такие бои превращаются в целое шоу. И зрителей собирается много.

— Чтобы победить, нужно понять психологию соперника, его тактику. Каждый ведет бой по-своему, есть и испытанные приемы, и экспромт. Необходимо и знание правил, — продолжает мастер спорта. — Обидно, когда одно неверное движение приводит к поражению.

Сейчас авиамоделисты хотят вернуть свой спорт в массы. И одним из шагов к цели стал авиамодельный кружок при областном центре технического творчества учащихся на базе ПУ № 2. Здесь занимаются мальчишки из училища и окрестных домов. Руководят их работой мастера спорта Александр Егорович Кретов и Александр Витальевич Акиншин.

Всего пять месяцев назад помещение, в котором теперь первокурсники строят свои первые модели, было мало приспособлено для занятий. Но сегодня общими усилиями руководителей, учащихся и руководства училища кабинет приведен в порядок, приобретены материалы, станки и инструмент. Теперь здесь можно полноценно работать. Многие юноши, занимающиеся в кружке, приехали из области и живут в общежитии рядом с училищем. Строительство собственных моделей их очень увлекает, потому и с большой охотой приходят почти каждый день на занятия.

— Мы стараемся этих ребят приобщить к техническому виду спорта. Поэтому и направленность нашего кружка спортивная, — говорит Александр Егорович. — Парням нужно состязаться! Даже между собой, кто лучше и качественнее сделал детали. Они уже многому научились.

Мальчишки хоть и с некоторым стеснением, но заслуги свои признают. И видно, очень гордятся ими. Да и есть чем гордиться: их уже почти готовые авиамодели в ряд стоят на шкафу и, безусловно, привлекают к себе внимание. У некоторых из еще не законченных самолетов даже название есть — "Чижик-пыжик", например.

Работа в кружке сегодня кипит: ребята стараются, руководители направляют их работу. Все трудятся с большим увлечением. Скоро и эти первогодки наверняка научатся управлять своими авиамоделями и будут принимать участие в настоящих соревнованиях. Кто-то из них захочет профессионально заняться этим интересным и захватывающим спортом... И тогда можно будет сказать, что авиамодельный спорт в Иркутске будет жить!

Метки:
baikalpress_id:  7 150