Непослушные завитки

Обучая искусству парикмахера, педагоги пытаются подготовить к большой жизни больных детей

В иркутском доме-интернате № 1 появился свой парикмахерский салон. Труднообучаемым ребятишкам здесь дают элементарные навыки: как ухаживать за собой, делать прически и вязать парики. Называется этот процесс социальной адаптацией. Детям такие знания очень нужны. Они помогают уверенно себя чувствовать, общаться, чтобы в будущем не быть обузой, затворниками в четырех стенах.

Своими руками

Интернат похож на маленький городок. Тут все свое - баня, электрик, пищеблок, столярная, ткацкая мастерская. Недавно появилась еще одна творческая студия. Поселились в ней бигуди, фены и бутыли с шампунями. Теперь девчонок отсюда ни за какие пряники не выманишь. Очень уж им нравится разбираться в парикмахерском деле. Изучают цветовые палитры и осваивают ножницы, наводят шик-блеск на голове, плетут парики, косички. Стены здесь тоже не пропадают даром - на них красуются картины, сотканные... из волос. И в шкафах много интересного.

- Это Колобиха, жена Колобка, - рассказывают мне про игрушки. - Она из искусственных волос, а чубчик натуральный. Вот парики на куклах, а вот наши цветы и бабочки.

Понятно, что все поделки сделаны своими руками. Их можно и нужно трогать - развиваться через тактильные ощущения. Руководит творческим процессом Вера Михайловна Александрова. Говорит, что упорства ее ученикам не занимать. Терпение и труд - наверное, эти два понятия для них самые важные. Несмотря на то что все дети с очень непростыми судьбами, а их умственная отсталость - не просто нарушение интеллекта, а целый букет хронических, соматических болезней...

Почти все не могут читать, с трудом складывает слоги. Бегло читают лишь единицы. Но когда видишь, как ребятишки, признанные фактически необучаемыми, работают руками - удивляешься невероятно! Они могут подсмотреть сложную иллюстрацию в журнале, а потом по памяти в точности перенести ее на бумагу. Или выложить ее как мозаику из разных кусочков ткани, фольги. Делают ресницы из волос - между прочим, не хуже покупных. Закручивают волосы в цветы - лакируют, подстригают и собирают в букеты. Работают долго, кропотливо. Из тысяч волосков часами собирают парик. Делают композиции.

Талантливый Антошка увидел по телевизору Майю Плисецкую, а потом собрал приму из цветной бумаги - пуанты, пачка, даже про родинку на лице не забыл. Получилось настолько реально, что кажется - балерина вот-вот затанцует на бумажном листе.

Максимум полезного

- Эти дети видят мир иначе, чем мы, - рассказывает Вера Михайловна - Другая душевная организация, что ли. Удивляют меня каждый день. И знаете, даже каким-то образом лечат. Если настроение плохое, житейские невзгоды - все сразу проходит. Да и не имеешь права при них болеть. Конечно, есть тяжелые дети. Им не объяснишь, что такое касательная или перпендикуляр. Поэтому у нас на магнитной доске так много картинок, стрелочек, наглядных материалов. Все нужно показывать на рисунках: как открыть тюбик с краской, сколько ее держать на голове, почему нельзя красить обесцвеченные волосы басмой (получится зеленый, крокодиловый цвет. - Прим. авт.). Ну и так далее.

Вера Александрова пришла в интернат с собственной, авторской программой преподавания - упор в ней сделан на личностное развитие. Ну а цель - чтобы ребенок был сам себе домашний парикмахер. Она поясняет:

- Если дети трудные, это не значит, что занятия должны быть примитивными. Научить стараюсь всякому: как определить свой тип волос и подобрать шампунь, как подлечить волосы, сделать праздничную укладку. То есть максимум полезного, что может пригодиться в жизни. У нас есть новейшие каталоги Wella - не в каждой парикмахерской они успели появиться. Куча глянцевых журналов, по которым копируем модные прически. Шампуней полный шкаф. Конечно, каждый осваивает программу в меру своих возможностей. Кто-то получает чисто гигиенические навыки. Кому-то можно доверить мелирование, колорирование, окраску волос. У нас очень важны любые мелочи. От них зависит, сможет ли ребенок адекватно вести себя, быть уверенным в своих силах, возможностях.

Яичница будет

С красками и шампунями дети готовы возиться бесконечно. И жалеют, что занятия только два раза в неделю. Стулья в парикмахерской не пустуют - всегда аншлаг. Для многих это сродни празднику.

Ане пятнадцать лет. Недавно ей сделали мелирование. Она с удовольствием демонстрирует осветленные пряди. Ее подружки хотят точно такие же. Но в интернате есть возрастные ограничения для покраски волос - до 15-16 лет краситься нельзя, рано. Зато все остальное - пожалуйста. Вот ученицы и толкутся перед зеркалом. Показывают, как делают проборы, крутят челку.

Вера Михайловна спрашивает:

- Расскажите, как лечить волосы.

 Девчонки наперебой дают советы:

- Можно кефиром, чаем - блестеть будут. А еще возьмите два желтка - и на волосы их. Подержите, а потом смойте. Но не горячей водой - иначе яичница будет... (Смеются.)

Обязуюсь воспользоваться этим народным рецептом. На прощание мне машут рукой, приглашают в гости. Говорят, что в следующий раз научатся стричь и расскажут еще кучу интересного. Когда ухожу, в голове крутится мысль: да, педагоги делают все возможное и невозможное, чтобы дети с ограниченными возможностями смогли стать полноправными членами общества. Только вот вопрос: сможет ли наше душевно отсталое общество их принять?

Метки:
baikalpress_id:  32 965
Загрузка...