Пепеляев Евгений - герой секретной войны

Наш земляк, Герой Советского Союза, летчик-истребитель Евгений Георгиевич Пепеляев в небе Кореи сбил 19 самолетов ВВС США. В мировой истории таких асов всего два - Евгений Пепеляев и Николай Сутягин, сбивший на той же войне 21 самолет. Имена этих летчиков хорошо знают в Корее, Китае, Америке. Но они почти неизвестны в России.
Евгению Пепеляеву 87 лет. Он живет в Москве, далеко от центра. В самом обычном и совсем не новом доме. Выдающийся ас реактивной эпохи, гроза "Сейбров" и "Шутингстаров", Герой Советского Союза Евгений Пепеляев наравне со всеми ходит по магазинам и больницам, ездит в маршрутках и метро, получает пенсию... А ведь он должен быть известен на всю страну не меньше, чем Александр Покрышкин или Иван Кожедуб. Но ни для него, ни для Николая Сутягина, ни для других бойцов корейской войны не нашлось места в официальной истории СССР. Не нашлось строчки в энциклопедии. Не нашлось наград, которые они по праву заслужили. Их имена засекретили так же, как и саму войну, в которой они участвовали как "китайские добровольцы"...

Аллея МиГов

В 1950 году в Корее началась гражданская война. Войска Ким Ир Сена уже почти торжествовали победу, когда на помощь сеульскому режиму пришли войска ООН. Главной ударной силой стали американские военные. Северокорейцев оттеснили за 38-ю параллель и продолжали громить при мощной поддержке с моря и с воздуха. Американцы не стеснялись в выборе средств, заливая напалмом деревни, забрасывая тяжелыми бомбами города.

Ким Ир Сен запросил помощи у Сталина и Мао Цзэдуна. В 1950 году вмешаться в корейские дела для СССР означало оказаться на грани еще одного мирового конфликта. Но рядом был тогда еще братский Китай, которому никто не мог помешать оказать помощь соседям. По призыву Мао тысячи китайских добровольцев пополнили армию Пхеньяна. Однако, пока небо было в руках американцев, рассчитывать на какие-либо успехи на сухопутном фронте было невозможно. Тогда свое слово сказал Сталин. В Китай были направлены новейшие истребители МиГ-15. И люди - летчики, техники, переводчики.

Сначала предполагалось, что наши специалисты в боевых действиях участвовать не будут и лишь научат китайских и корейских летчиков воевать на МиГ-15. Но война диктует свои правила. Советские инструкторы пошли в бой. Американцы получили настоящий отпор. Да такой, что в их лексиконе появился термин "аллея МиГов" - зона над Северной Кореей, куда невозможно было попасть без риска быть сбитым. Там летали серьезные парни из СССР. Американским и южнокорейским летчикам часто приходилось убегать за спасительную 38-ю параллель, куда светловолосым "корейцам" на их МиГах было запрещено залетать.

Так продолжалось до самого окончания войны. Советские и китайские летчики держали небо вдоль "аллеи МиГов", американцы и южнокорейцы пытались прорваться через нее. Из Сеула очередным рейсом отправлялись через океан покрытые звездно-полосатыми полотнищами гробы американских пилотов. А на свежем пятачке русского кладбища в Порт-Артуре рядом с могилами героев обороны 1904 года появлялись новые обелиски со звездами: "Сталинским соколам - от боевых друзей".

...Истребительную дивизию для корейской войны формировал легендарный Иван Никитович Кожедуб, трижды Герой Советского Союза. Летчиков для Кореи отбирали придирчиво и осторожно. Главная ставка делалась на пилотов, имевших опыт Великой Отечественной войны и уже переучившихся на реактивную технику. Таких набиралось не так уж много. Поэтому и призыв был добровольно-принудительный: "Вы, разумеется, вправе отказаться, но..." "Но" было слишком прозрачным, чтобы его игнорировать.

Евгений Пепеляев вспоминает:

- Большинство летчиков не проявляли большого желания отправляться в командировку, так как уже знали, что такое война. Я тоже отлично понимал, что нас ждет и чем это может закончиться. Но ехал с большим желанием. Во-первых, я был твердо уверен в своей личной готовности как воздушного бойца. Во-вторых, я всегда помнил, что прошедшая Отечественная война лично меня коснулась очень мало. Большинство моих сверстников-летчиков, хороших друзей и товарищей, в том числе и мой родной брат Костя, погибли в воздушных боях этой войны. Поэтому я был обязан перед светлой памятью погибших друзей, а также перед государством, которое сделало меня летчиком, отдать долг. Я без раздумий дал согласие.

Евгений Георгиевич был назначен командиром 196-го истребительного авиаполка. В числе первых эта часть прибыла в Китай и, согласно первоначальному плану, занялась обучением и подготовкой китайских авиаторов.

Азиатские нравы

Рассказывает бывший летчик 196-го полка, подполковник в отставке, 80-летний Алексей Антонович Тирон:

- Наши ученики были от сохи, а их сразу на реактивный самолет... Но учились они с потрясающим желанием, фанатично, осваивались очень быстро. Так что во время совместных с ними полетов задача у нас была как у пастухов - следить, чтобы подопечные не заблудились, при необходимости помочь им вернуться на аэродром. Что нас очень неприятно удивляло - это отношение китайских командиров к своим пилотам. Например, техников у них кормили лучше, чем летчиков, потому что считалось, что техники работают, а летчики катаются.

Действительно, советским инструкторам приходилось долго и упорно доказывать, что голодный и физически слабый летчик не сможет на равных вести воздушный бой с противником. Лишь первые потери заставили китайцев задуматься. Но пилотам по-прежнему не прощали никаких ошибок.

Алексей Тирон припомнил случай, когда китайский летчик при посадке разбил свой МиГ:

- Едва коснувшись бетона, самолет начал "козлить". Парень не справился. Слетел с полосы, машина вдребезги. Сам чудом уцелел. Мы подумали - слава Богу, хоть живой остался. Оказалось, ненадолго. Над ним состоялся суд, летчика объявили гоминьдановцем и публично повесили.

Языковой барьер

Несмотря на отличную советскую технику и огромное желание воевать, китайские и корейские летчики не могли на равных противостоять американцам. Бомбовозы и штурмовики с белыми звездами практически безнаказанно утюжили позиции войск, ровняли с землей города Северной Кореи. Тогда Москва решилась выпустить в бой своих асов - с китайской территории, с аэродрома Аньдунь. Переодетые в форму добровольцев армии Китая, без документов и летных книжек, наши пилоты пошли в бой. С напутствиями от органов безопасности: "Если кто-нибудь из вас окажется в плену, Родина откажется и от самого изменника, и от всех его родных и близких".

Такая озабоченность сотрудников госбезопасности вполне объяснима. Неофициально все знали, кто летает на красноносых МиГах с северокорейскими опознавательными знаками. Но, чтобы доказать это и потом поднять шум в ООН, нужен был хотя бы один советский пилот, который оказался бы в руках американцев, живой или мертвый. Листовки с соответствующими призывами и обещаниями наград щедро разбрасывались над Северной Кореей и в приграничных районах Китая.

Чтобы как-то зашифроваться, советским пилотам предписали вести радиопереговоры на корейском языке. Из-за этого началась неразбериха, появились нелепые, неоправданные потери. Летчики-истребители стали возмущаться, с каждым вылетом напряжение росло, и в конце концов разгорелся нешуточный скандал. Командир полка Пепеляев был одним из главных возмутителей спокойствия: "Пусть сами по-корейски разговаривают, умники! Невозможно одним глазом смотреть в прицел, а другим - в разговорник!"

Пока вышестоящие отцы-командиры советовались, как быть, полеты из Аньдуня временно приостановили. Любопытно, что американцы были неплохо осведомлены о происходящем. Однажды над аэродромом пронесся самолет, с которого сбросили листовки с одним-единственным словом: "Бастуете?"

Комдив Кожедуб, рискуя званием и положением, поддержал подчиненных. Корейский язык для русских пилотов отменили. Оставили только одно ограничение: не залетать за 38-ю параллель и не уходить далеко в сторону моря. Для американцев настали черные дни.

Кто говорит, что на войне не страшно?..

Воздушные сражения в корейском небе сильно отличались от боев Великой Отечественной войны. Реактивные самолеты держались в воздухе не так долго, как их поршневые предки. Но зато скорость полета была вдвое выше, чем у винтомоторных машин. Бои стали скоротечными, маневры - стремительными, перегрузки - убийственными. Изменилось все, в том числе и внешняя сторона боя.

Евгений Пепеляев рассказывает:

- Американцы были серьезными противниками. Обычно они летали большими группами, самолетов по 20-30. Да и мы тоже поодиночке не работали. Когда завязывался бой, получался такой клубок, что уже неважно, кого числом больше. Шли обычно пара на пару и пара на подхвате. А там - кто быстрее, кто точнее, кому повезет больше, тот и выиграл... Вообще, со стороны бой трудно понять даже летчику, если сам не участвовал. Иной раз читаешь статью или фильм смотришь, думаешь - ну какая ерунда! Нет, таких эффектов, как любят в кино показывать, я не видел. В бою все гораздо быстрее, проще и страшнее. Помню, как после моей очереди полыхнул небольшой взрыв с левой стороны кабины F-86. Несколько раз после поражения неприятельского самолета я наблюдал выброс черного дыма из сопла двигателя. Много раз видел разрывы снарядов на плоскостях самолетов, оставляющие большие дыры и шлейфы струй горючего из них. Таких пожаров, какие случаются при повреждении самолетов с бензиновыми двигателями, я не видел. Подбитые и поврежденные в бою самолеты лично я никогда не преследовал и не добивал. Довольствовался тем, что цель поражена, что это видели мои летчики. Если подбитый самолет выкарабкается из ситуации, в какую попал, то пусть живет, и слава Богу.

...Американцы нечасто проявляли подобное рыцарство. Если им представлялась возможность добить раненый МиГ, они редко отказывались от нее. Были случаи, когда, подобно гитлеровским асам, пилоты ВВС США расстреливали советских и китайских парашютистов. Пепеляев считал это непростительной подлостью.

- Так расстреляли Образцова. Его самолет был подбит, он выпрыгнул. И его расстреляли, когда он спускался на парашюте... Таких случаев было несколько. Наши ребята знали об этом, но даже из чувства мести не доходили до подобной низости. Я ни разу не стрелял по американским летчикам, спускавшимся на парашютах, хотя возможность такая была. Я не видел и не слышал, чтобы это совершал кто-нибудь из наших. Это подло.

Окончание в следующем номере.

Метки:
baikalpress_id:  674