Купец Николай Яковлев

Гласный городской думы привез в Иркутск первые велосипеды, открыл первый оружейный магазин

Более года назад в областном краеведческом музее прошла выставка оружия, которое продавалось гражданским лицам в конце XIX - начале XX веков в первом в Иркутске оружейном магазине. Та выставка вернула из глубоких кладовых прошлого имя человека, настолько заметного в иркутском обществе тех лет, что приходится удивляться, что история так неуважительно обошлась с ним, не сохранив даже его фото.

Первый иркутский оружейный магазин, первые велосипеды, первый автомобиль в Иркутской губернии, создание обществ велосипедистов и автомобилистов, содействие первому прошедшему через Иркутск автопробегу из Пекина в Париж... Это только часть того списка заслуг, которым должен по праву войти в историю нашего города гласный городской думы и незаурядный предприниматель Николай Васильевич Яковлев. Увы, информации о Яковлеве, собранной местными историками, очень немного. Ею с нашей газетой поделились коллеги из "Капиталиста" - иркутского журнала для предпринимателей.

Вполне вероятно, что кто-то из читателей усомнится в великой значимости первых велосипедов и автомобилей для иркутской истории. Но рассказ об Яковлеве можно начать и с другого.

Конец XIX века - для Иркутска и его жителей непростое время. В страшном пожаре 1879 года город выгорел на две трети, люди остались без крова, многие предприниматели потеряли доходы, разорились. Но столица Иркутской губернии начинает отстраиваться заново.

- Как гласный городской думы, Яковлев активно участвовал в жизни города, - рассказывает старший научный сотрудник Иркутского краеведческого музея Сергей Шуперт. - Он содействовал перестройке города после пожара: давал свои личные деньги на застройку, в том числе на соборы и храмы Иркутска. Возможно, он, как и Сергей Родионов, участвовал в постройке Казанского кафедрального собора. Известно, что отец и сын Родионовы брали подряд на подвозку камня для постройки этого собора.

О взаимоотношениях Николая Яковлева и другого иркутского купца - Сергея Родионова, сына богатейшего чаеторговца Николая Львовича Родионова, - нужно сказать особо. Они были друзьями.

- Ментальная и деловая связь этих двух купцов родилась, видимо, из их любви к охоте, а также к различным техническим новинкам того времени, - отмечает Сергей Шуперт.

Сергей Родионов председательствовал тогда в местном охотничьем обществе, а Яковлев состоял его членом. Историки делают вывод, что человеком он был состоятельным: долгое время спортивная и любительская (не промысловая) охота была частью жизни только богатых людей - слишком уж дорогое удовольствие.

Охота и оружие являлись основным занятием Николая Васильевича - и для души, и для собственного блага. Не без участия друга в торговом доме его отца, Николая Родионова, на углу улиц Пестеревской и Большой (ныне это "Детский мир" на перекрестке Урицкого и Карла Маркса) 15 сентября 1894 года Яковлев открыл первый в Иркутске оружейный магазин.

Надо сказать, что правила приобретения оружия в те годы были схожи с современными. Для покупки ствола требовалось разрешение полицмейстера и градоначальника. И продавали их только благонадежным людям.

Пять офицерских магазинов, действовавших в Иркутске до этого, предлагали маузеры и винтовки Мосина, недоступные простым гражданам. Армейские образцы и прочее нарезное оружие разрешалось приобретать только одной категории граждан - офицерам. По приказу Николая II офицеры могли покупать любое оружие, даже автоматическое.

Гражданским лицам в те времена проще было купить гладкоствольные ружья старых образцов, переделанные из бывших армейских винтовок. Но в лавке Николая Яковлева появились современные револьверы и винтовки, иметь которые разрешалось и рядовым гражданам.

Оружейный магазин на Пестеревской стал на то время единственным местом в городе, где оружие продавали гражданским лицам: револьверы, винтовки, карабины - как российского, так и зарубежного производства. Особой популярностью пользовались бельгийские модели, как самые качественные.

Поэтому к особым заслугам Яковлева можно причислить то, что после открытия его магазина оружие стало более доступным для иркутян.

Торговец техническими новинками

Но ассортимент магазина Яковлева не ограничивался только оружием. Наряду с ним там продавались предметы охоты и рыболовные принадлежности. В Восточно-Сибирском календаре Николай Васильевич упоминается и как торговец техническими новинками того времени: граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинками, телефонными аппаратами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками "Зингер". Такой набор товаров отличал многие магазины того времени, которые регистрировались как оружейные.

- Это симптоматичное явление, что под маркой оружейных магазинов собирались различные технические новинки, - говорит историк Сергей Шуперт. - Дело в том, что оружие в России - как местного, так и зарубежного производства - было очень дорогим. Оборот капитала у владельцев оружейных магазинов был достаточно высок. Только состоятельные купцы могли позволить богатый ассортимент промышленных товаров в своих магазинах, что относилось и к Яковлеву. С учетом того, что на эти товары в Сибири всегда был серьезный голод и соответствующий спрос, капитал торговцев оружием и техническими новинками стремительно приумножался.

Интересный факт. Позднее конкуренцию Яковлеву пытались составить московские купцы Абачин и Орлов, чей оружейный магазин располагался на улице Большой, но он просуществовал недолго. Лавка Яковлева успешно победила в конкурентной борьбе московскую фирму - случай из разряда уникальных. После 1906 года магазин Абачина и Орлова теряется во всех списках. Как полагает Сергей Шуперт, торговля в Иркутске, очевидно, им стала абсолютно невыгодна.

- Стиль ведения дел Яковлева был очень характерен для того времени, - считает Сергей Шуперт. - Если сравнить рекламу оружейного магазина Яковлева с другими подобными магазинами, они во многом похожи. Например, спектр товаров у главного конкурента - магазина Абачина и Орлова - почти идентичен яковлевскому и другим магазинам Сибири и Европейской России. Но то, что Яковлеву удалось вытеснить из Иркутска москвичей, говорит об исключительных предпринимательских качествах Николая Васильевича.

История самодвижущихся экипажей

Удивил Яковлев иркутян и первым автомобилем, который сам привез из Франции. Этот день - 1 июля (14-го по новому стилю) 1899 года - можно считать началом автомобильной эры Иркутска. Позднее купец стал предводителем иркутских обществ велосипедистов и автомобилистов.

Газета "Восточное обозрение" (№ 149 за 1899 год) сообщает: "В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься".

В "Иркутской летописи" Нита Романова записано по этому случаю следующее: "1 июля (по старому стилю) 1899 года господин Н.В.Яковлев привез из Франции автомобиль, отапливаемый бензином и могущий идти со скоростью 15 верст в час. Кататься могут 3 человека".

С этого момента на улицах Иркутска для пешеходов и конных обозов возникла опасность. Изредка появляющийся быстро едущий моторный экипаж Яковлева стал вызывать у тех и у других легкий испуг.

В 1906 году Яковлев одним из первых в Иркутске начал продавать автомобили. Нит Романов сообщает, что распространение подобных автомобилей было связано с большими трудностями из-за их дороговизны. Но пример Яковлева оказался заразительным. Некоторые влиятельные граждане города стали выписывать из-за границы различные модели самодвижущихся экипажей.

Когда количество автомобилей, принадлежавших иркутским купцам, генерал-губернатору, штабу военного округа, перевалило за десяток, техническое отделение городской управы вынуждено было разработать правила, обязательные для езды по улицам на моторных экипажах.

Кстати, владельцем второго в автомобильной истории Иркутска "самодвижущегося экипажа", естественно, стал друг Яковлева - купец Сергей Родионов.

Белые пятна биографии

В биографии Николая Яковлева, которую пытаются восстановить иркутские историки, еще очень много белых пятен. Был ли Николай Васильевич женат? Имел ли детей? Известно, что жил он возле самой Тихвинской площади (ныне - сквер Кирова), в доме, которого уже нет. Историкам не удалось установить и точный адрес этого дома.

Сейчас трудно предположить, чем кроме торговли еще занимался Николай Яковлев. Вероятно, именно он помогал своему другу Сергею Родионову закупать первые в Иркутске аэропланы, которые перед самой Первой мировой войной Родионов подарил Иркутскому авиационному обществу.

Кроме того, имя Яковлева упоминается вместе с такими купеческими фамилиями, как Мясников и Попов, еще в 1882 году, в связи с появлением в Иркутске первых велосипедов.

В иркутских архивах не удалось обнаружить ни одного портрета Николая Яковлева. Однако в краеведческом музее не теряют надежды. Есть сведения, что общий портрет Яковлева и Родионова с итальянским принцем Боргезе был сделан возле дома Родионова на Шелашниковской улице (ныне - улица Октябрьской Революции).

В тот день, 18 июня 1907 года, друзья и все иркутское общество встречали автомобильный пробег из Пекина в Париж, устроенный по инициативе французской газеты "Матэн". Первым шел итальянский экипаж на автомобиле "Италия", которым управлял принц Сципион Боргезе, путешествовавший со своей супругой Анной-Марией. Встречавшие их Яковлев и Родионов пригласили гостей в дом к Родионову, где те и заночевали.

Фотосвидетельство той встречи, возможно, существует где-то в Италии.

...К началу Октябрьской революции в Иркутске работало уже несколько оружейных магазинов. Все они после смены власти в стране прекратили свое существование. Но основатель целого направления в иркутской торговле не дожил до этого. Купец Николай Яковлев скончался в 1916 году.

Загрузка...