Хобби: ГАЗ-21 "Волга"

Почитателю легендарной машины иркутянину Александру Баракину и в голову не придет использовать ее как транспортное средство

Ровно 50 лет назад в Советском Союзе произошло знаменательное событие, ставшее началом целой эпохи советского автомобилестроения: за ворота Горьковского автозавода выехали три первых автомобиля ГАЗ-21. Итак, легендарной "двадцать первой" - полвека. Иркутянину Александру Баракину, будущему врачу-кардиотерапевту, сейчас 22 года. "Волга" ГАЗ-21 занимает все его свободное время.

Минуло всего десять лет после тяжелой Великой Отечественной, дух прошедшей войны еще витал над страной. Но именно в это время нашим автоконструкторам удалось изменить представление целого поколения о том, каким должен быть гражданский автомобиль. До этого иностранцы посмеивались: "Какой бы автомобиль русские ни построили, у них обязательно легковой танк получается: ставь пулемет - и в бой". Имелась в виду, конечно, "Победа" с узкими окнами-"бойницами" и кузовом из толстого металла.

"Двадцать первая" получилась совершенно другой - как внешне, так и по техническим параметрам. Скульпторам (так тогда называли дизайнеров) удалось создать седан с легкими и стремительными формами, просторный и хорошо остекленный внутри, с богатой отделкой. Для него были разработаны новые двигатели, коробка-автомат (это в середине 50-х!), централизованная система смазки шасси, что никогда до этого не применялось в массовых автомобилях.

Правда, от части этих новшеств потом пришлось отказаться - слишком они опережали свое время. Но машина все равно осталась легкой в эксплуатации, неприхотливой и главное - надежной. А в 1958 году на автомобильной выставке в Брюсселе "Волга" вместе с "Чайкой" и грузовиком ГАЗ-52 была удостоена высшей награды - Гран-при. И это в условиях развивавшейся холодной войны.

Без идеологии в те времена было никак нельзя. Кстати, именно она вмешалась в историю автомобиля, сделав его первую серию - со звездой на решетке радиатора - самой сегодня редкой и раритетной.

В 53-м три первых экспериментальных автомобиля после серьезных испытаний на кремлевском показе принимал сам Жуков. Министру обороны машины очень понравились, но, как свойственно людям некомпетентным, к чему-то ведь нужно было придраться. Не приглянулась маршалу форма решетки радиатора в виде акульего оскала. "Переделать!" - приказал Жуков и удалился. А как - не сказал. Но находчивые скульпторы ГАЗа сообразили, что заслужит милость министра, и воткнули в решетку пятиконечную звезду. Жуков был доволен.

Только оказалось, что именно этот дизайнерский ход заметно ударил по объемам экспорта автомобиля в Европу. Ну не хотели там покупать машину с коммунистической символикой. Через год "Волге" вернули "акулью пасть".

ГАЗ-21 оказался настолько удачным с технической точки зрения, что выпускался полтора десятка лет. На его базе было создано 53 различных модификации - от скорой помощи и полноприводной машины до спецавтомобиля КГБ с мощным восьмицилиндровым мотором от "Чайки". Всего было построено почти 640 тысяч "двадцать первых". В 1970 году ее на конвейере заменил ГАЗ-24.

Кстати, "волгари" - фанаты этого автомобиля - во все времена "Волгой" называли именно ГАЗ-21. Остальные для них просто ГАЗы...

"Моя Волга - как член семьи"

Иркутянин Алексадр Баракин - один из таких современных убежденных "волгарей". Он - официальный иркутский представитель главного интернет-ресурса о "двадцать первой" gaz21.ru. В его коллекции - огромное количество всевозможных когда-либо изданных материалов об автомобиле. Только список книг о "Волге" занимает 14 страниц. А еще - самое большое собрание значков (факт, признанный сообществом "волгарей" нашей страны), других артефактов. Кроме этого, Александр фотографирует все "двадцать первые", которые попадаются ему в округе. На память. Уже накопилось 96 фотографий. Ведет описание встреченных иркутских "волжанок" и список кинофильмов, где участвовал ГАЗ-21. Набралось более 170 названий - от знаменитого "Берегись автомобиля" до современных "Улиц разбитых фонарей" и голливудского "К-19".

Ну и, конечно, Александр имеет собственную "Волгу" ГАЗ-21, 1969 года выпуска.

- А ты на ней часто ездишь? - задаю вопрос, чувствуя его нелогичность.

 Настоящему коллекционеру вряд ли придет в голову сделать из главного предмета своей коллекции банальное транспортное средство. А вот судьба многих "Волг", бывших их хозяевам просто машиной, сегодня печальна: превратившись в недвижимость, гниют под забором на всем постсоветском пространстве.

- Моя "Волга" - ни в коем случае не транспортное средство, - утверждает Александр. - За год она у меня в лучшем случае километров пятьсот наматывает - по выходным по городу. А уж картошку на ней возить и мысли нет. Она у нас как член семьи.

"Двадцать первая" Баракина - в прекрасном для своих 36 автомобильных лет состоянии. Сказывается щадящая эксплуатация и любовь к ней, которая вместе с самой "Волгой" перешла к 22-летнему студенту-медику от его деда Александра Константиновича. Ее результат - автомобиль сохранился в оригинале.

В последние годы в российском тюнинге сформировалось целое ответвление, представители которого увлеченно режут и перекраивают старые машины, придавая им экзотические формы и наполняя внутренности современными агрегатами. Немало "двадцать первых" таким образом переродилось - модель до сих пор считается прекрасной базой для стайлинга.

В этом году Александр и его "Волга" победили в интернет-конкурсе, проводимом сайтом любителей этой марки, в номинации "Оригинал". Именно благодаря тому, что "Волга" Баракина дожила до наших дней без чужеродных запчастей, в заводской комплектации и имеет завидное "здоровье".

"Сменил масло, смазал кардан"

Первый раз Александр оказался за рулем своей "Волги" ...шести месяцев от роду, на руках у деда, - первые метры по гаражному кооперативу в Академгородке.

- А в пять лет дед научил меня уже руль крутить, передачи переключать. Я на коленях сидел, он педали нажимал и говорил, что включать.

Но Александр Константинович учил внука не водить машину, он учил любить ее. Для деда "Волга" тоже была членом семьи - езда только в летнее время года, по особым случаям, например с семьей на дачу или в Аршан. Дед вел дневник, куда записывал свои взаимоотношения с любимицей.

"27 июля 1971 г. Сменил масло в картере, промыл фильтр. 7051 км. Масло менять через 1-1,5 тыс. км! Двигатель будет долговечным!"

"23 июля 1972 г. Сменил масло (10.730 км), буду красить дно суриком. Смазал кардан".

Когда в 2000-м дед не смог пережить очередной инфаркт, в дневнике появилась запись: "Так они расстались". Теперь дневник ведет внук.

"Трудящимся в их личное пользование"

Собирая все, что касается появления и пребывания автомобиля ГАЗ-21 на иркутской земле, Александр перерыл весь архив библиотеки им. Молчанова-Сибирского.

 Первые упоминания о "Волге" в иркутской прессе датируются 1958 годом:

"За 11 месяцев магазин Главпосылторга продал более 500 мотоциклов, и только за четвертый квартал этого года было продано 138 легковых автомашин, в том числе 18 автомобилей "Волга".

В том же году активно распространяются билеты Всесоюзной денежно-вещевой лотереи, где разыгрывается 100 автомобилей "Волга".

"1959 год. За девять месяцев текущего года иркутским магазином "Автомобили" трудящимся в их личное пользование продано только одних автомашин "Волга" более 90 штук. Недавно магазин "Автомобили" получил новую партию машин "Волга", которые быстро были распроданы".

В "Восточно-Сибирской правде" тогда же появилось фото "Волги", обклеенной призывами покупать билеты лотереи: "Вы можете выиграть автомобиль "Волга". С автомашины продано почти 800 билетов..."

Стоит уточнить, что "двадцать первая" стала народным автомобилем значительно позже своего рождения, так как изначально проектировалась как автомобиль для начальства, правительственной номенклатуры, и в розничную продажу практически не поступала. Лишь явно выдающиеся ученые или космонавты могли приобрести "волжанку" в личное пользование. Остальные, то есть простые советские граждане, довольствовались мотоциклами, "Москвичами", но чаще - общественным транспортом и на "двадцать первой" могли прокатиться лишь в качестве пассажиров такси.

"Корова у меня в кармане!"

Александр Константинович Баракин, врач-рентгенолог больницы СО РАН, которая находится в Академгородке, мечтал о "Волге". В конце 60-х этот автомобиль стоил 5100 рублей - приличную по тем временам сумму.

Но представился случай, и в 1967 году Александр Константинович с женой на два года в составе советской миссии поехал в Алжир обучать местных фельдшеров рентгенодиагностике. Заработанное откладывал - копил на будущий автомобиль. И по привычке вел дневник.

"2 мая 1967 г. Сегодня прием дипломатический в нашем отеле. У подъезда можно насчитать марок 30 машин. Все системы мира. Вообще очень роскошен американский "Кадиллак". "Шевроле" тоже неплох. Из маленьких, на мой взгляд, лучше всех "Опель" и "Мерседес". Здесь говорят, что лучшая машина - это та, которая у тебя есть. И это очень здорово сказано, особенно здесь. Здесь без машины трудно жить".

"24 августа. Сегодня или завтра пойду получать зарплату. Уже устал считать и пересчитывать. Во всяком случае, еще сотню положу, это точно. Перешагну через "консервную банку" ("Запорожец", то есть. - Прим. авт.). Вообще-то он меня устраивает. До "коровы" (так называли "Волгу". - Прим. авт.) далеко еще".

"Сентябрь. Перешагнул за "консервную банку". Думаем скоро добить до "Москвича"..."

"Декабрь. Когда-то у меня денег на "Волгу" не было. А теперь есть. Даже как-то странно: у меня уже и денег на "Волгу" хватает. Очень и очень странно. Разумеется, это совсем не значит, что она уже есть. А не прошло и года, как я выехал сюда. В общем, пока все слава Богу".

"Апрель 1968 г. В субботу видели новую "Волгу" в кино. Хороша! Слов нет, хороша".

"14 июня. Наконец-то! Теперь "корова" у меня в кармане! Да! Теперь в кармане!.. Собственно говоря, я свою задачу выполнил. Хоть завтра домой! Смело! С песней!"

В январе 1970-го, когда врач-рентгенолог Баракин уже вернулся в Иркутск из командировки в Алжир, ему пришла открытка из магазина "Спорттовары" на Карла Маркса, с уведомлением о том, что выписанную им "Волгу" можно забирать.

Так начиналась иркутская история "двадцать первой" Баракиных.

Она как тетушка

- И все же, что значит для тебя твоя "Волга"? - еще раз спрашиваю Александра напоследок.

- Если честно, то в современных условиях средство передвижения из нее не самое лучшее... Оригинальная "Волга" не приспособлена, например, для езды на антифризе. А на воде зимой не поездишь. Она довольно тяжелая, нет усилителей ни на руле, ни на тормозах. И кушает с родным карбюратором немало. Но для меня она как тетушка - дочь деда и бабушки, довольно капризная, неповоротливая, грузная. Но это родная тетушка. И я ее люблю.

Метки:
baikalpress_id:  2 358
Загрузка...