Табаков не пустил иркутянку к Говорухину

Кристина Бабушкина могла сыграть главную роль в фильме "Благословите женщину"

На Кристину Бабушкину я обратила внимание в сериале "Примадонна". Бросилось в глаза, что актрисе в многосерийке тесно - ее игра была гораздо ярче "мыльного" образа, предложенного ей режиссером. В жизни так и оказалось. Кристина Бабушкина родом из театра, она - избранная. С отличием окончила Школу-студию МХАТ, курс Олега Павловича Табакова, сейчас работает в МХТ им. Чехова, получает престижные премии, снимается в большом кино. А родилась звездочка столичной сцены в Иркутске. Здесь живут ее родители. Мы встретились с мамой актрисы, Ольгой Станиславовной Башириной.

"Хватит в семье музыкантов!"

- Ольга Станиславовна, а на кого похожа Кристина? - спрашиваю я. - Она у вас просто красавица: высокая, статная, с длинными волосами цвета спелой пшеницы...

- Ой, да что вы, обычная. Но высокая - это да! Это у нее от папы. Она на него похожа.

(Отец Кристины, Константин Степанович Бабушкин, - музыкант, много лет играет в губернаторском оркестре областной филармонии.)

По отцовской линии у нее и стать, и фигура, и, кстати, интерес к книге, литературе, сочинительству.

- А что ей досталось от вас, Ольга Станиславовна?

- Я тоже музыкант, 30 лет преподаю дирижирование в областном музыкальном колледже (раньше он назывался училищем искусств), руковожу камерным хором нашей филармонии. И конечно, я хотела, чтобы Кристина выбрала музыку - она могла бы стать оперной певицей: у нее такой голос! В детстве я, само собой, отдала ее в музыкальную школу. Однажды, помню, она не может выучить Моцарта, я ее наказываю. Тинка ложится на диван и говорит: "Бейте меня, лупите меня, но музыкой я заниматься не буду!"

"Хватит в семье музыкантов", - как отрезала Кристина (волевым характером она отличалась всегда). И стала актрисой.

 "Без меня эту девочку не выгонять!"

Путь в профессию был совсем непростым. В Иркутское театральное училище Кристина поступила, можно сказать, тайком от семьи.

- Я много лет летом работала начальником детского лагеря, - рассказывает Ольга Станиславовна. - Кристина тоже работала со мной. И вдруг она куда-то исчезает. Что такое? Мужу звоню. Да, говорит, Кристина дома, но днем ее нету. Где она пропадает? Вдруг дочь появляется у меня в августе и говорит: "Мама, поздравь, я студентка, меня зачислили". "Куда?" - удивляюсь. - "В театральное училище".

Кристина уже перешла на четвертый курс, когда мечты о сцене, казалось, полетели в тартарары. Она попала в жуткую аварию - нога не двигалась, девушка перенесла четыре страшные операции. Встав после нескольких месяцев на ногу, она поломала ее вновь - не выдержала пластина. Затем хирурги восстанавливали порванные связки, после - вынимали штырь.

Отстав от сокурсников на два года, Кристина решила не возвращаться в училище, где ей предложили перевестись на музкомедийное отделение. Спустя пару месяцев после последней операции она уехала в Москву - поступать.

- Поехала со слезами. Ни наступить на ногу не может, ни танцевать. - вспоминает мама актрисы. - Конечно, я не думала, что она поступит, но вижу сон. Сидят девочки - подружки Кристины - и мне говорят, что поступили, а я дочь ругаю, что она не ретиво себя показала. Оказалось, из всех она прошла одна.

Кристина прорвалась в три творческих вуза (еще в Щукинское и во ВГИК) - но выбрала Школу-студию МХАТ.

- Это был последний курс, который Олег Павлович набирал как педагог, - делится Ольга Станиславовна. - На Кристину он обратил внимание, когда она читала стихотворение. Сначала он что-то писал, рассказывала мне после экзамена Кристина, потом отложил ручку, потом стал всех спрашивать, откуда эта девочка. А я, говорит, прямо на него читаю, читаю. Выслушав, Табаков приказал: "Я ненадолго уезжаю в Финляндию (у него там были мастер-классы. - Авт.). Без меня эту девочку не выгонять!"

В списке при зачислении Бабушкина была первой. Зачитав фамилию, Табаков представил: "Кристина Константиновна, из Иркутска. Она поступила в три специализированных учебных заведения". И задал иркутянке вопрос: "Где ты будешь учиться?". "У вас, у вас, Олег Павлович!" - кричит она. "Ну ладно, - говорит, - остаешься".

Училась Кристина очень хорошо, в ее зачетке одна-единственная четверка - по зарубежной литературе, которую она потом пересдала на "отлично", остальные пятерки. На экзамены Табаков приходил на нее посмотреть. Ему очень нравилось, как она владеет речью. Он даже спросил однажды: "У вас в Сибири все так учатся?" Кристина не растерялась: "Да, знаете!" Табаков рассмеялся.

О своей травме Кристина не рассказывала. Только когда на первом курсе она не смогла сделать фуэте, художественный руководитель курса в сердцах вскричал: "Ты зачем сюда пришла!" - девушка расплакалась. После того как педагог увидел ее ноги, все в шрамах, он все понял.

Второкурсницей Кристина получила премию "Дебют-2001" - за роль Василисы в спектакле "На дне" у Табакова. На нее обратили внимание - стали приглашать во многие театры. На четвертом курсе в спектакле на сцене МХАТа студентку увидел председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. Он подошел и сказал: "Кристина, я вас беру к себе". Но Олегу Павловичу Табакову Кристина не изменила - приняла приглашение работать в его театре. И не пожалела. Правда, поплакать однажды пришлось. В первый год ее работы у Табакова Кристину заметил Станислав Говорухин и пригласил на главную роль в фильме "Благословите женщину". Прошла пробы. Ее утвердили. Но, когда в театр пришла телеграмма о том, что актрису вызывают на съемки, от Кристины ее скрыли. "Рано еще свое лицо продавать, пусть пока оно во МХАТе повисит", - сказал тогда Табаков. И загрузил ролями в театре.

"Мы в Москве любим свежую кровь"

Первым спектаклем, в котором Кристина сыграла главную роль, был "Мещане". Поставил его в МХТ им. Чехова Кирилл Серебренников, очень модный режиссер (его последний нашумевший на кинофестивалях фильм - "Изображая жертву"). В этом спектакле ни один актер не загримирован. А состав играет звездный - Андрей Мягков, Алла Покровская (жена Олега Ефремова и мама Михаила Ефремова), Алексей Кравченко. И конечно, Кристина Бабушкина.

- На этот спектакль я летала, - вспоминает Ольга Станиславовна. - Представляете, я приезжаю в Москву, подхожу к Камергерском переулку и вдруг вижу огромные тумбы с афишами - и везде моя Кристина. Я еду по Москве, кругом телевизоры - и везде идет реклама "Мещан". И - о боже! - всюду Кристинино лицо!

После премьеры мы обедали в театральном кафе. Актеры, заходившие туда, - Хабенский, Марина Голуб, Дарья Мороз, Миша Пореченков, - все первым делом летели и поздравляли Кристину. Ведущий лотереи "Золотой ключ" Виталий Хаев, узнав, что я мама Кристины, подбежал ко мне и с восхищением сказал при всех: "Есть шикарные мужики-актеры, есть неплохие женщины-актрисы, но Кристина - это все вместе взятое, самый лучший мужчина-актер". Подошел Мягков: "О Боже мой, Кристиночка, это ваша мама из Иркутска? Мне очень приятно". Поцеловал ручку: "Боже, какая у вас воспитанная девочка. Мы в Москве любим свежую кровь, ценим, когда приезжают с периферии, но ваша девочка - это очарование". Саша Цекало заходит: "Ой, Тинка, Тинка, я тебя поздравляю, слушай, столько разговоров! Иди сюда, к нам". Она: "Не могу, мама приехала". Он: "Ой, простите". И мне: "У вас дочь (и показывает большой палец)!" Мне было очень приятно.

Наблюдала я и такую сцену. Сидим с Кристиной в гримерке. Максим Виторган, не видя меня, протаскивает руку с охапкой гвоздик - и бросает Кристине. Она спокойно продолжает снимать грим. Максим, заметив меня, спрашивает: "Кристина, у вас что, поклонница?" Она: "Нет, это мама. Ой, иди, Максим, не ерничай". А он так торжественно вручает букет и говорит: "Это от меня!"

- А говорят, что театр - это гадючник, где все друг другу завидуют и все друг друга ненавидят...

- О театре Табакова я бы этого не сказала. У них хорошая атмосфера, никогда не бывает крупных ссор. Мне Кристина говорит: "Мама, у нас здоровая конкуренция!"

Без постельных сцен

У Кристины сложились отношения не только с театром, но и с кино. У каждого ее фильма своя история.

- С фильмом "Здравствуй, столица!" был такой случай. Снял его режиссер Леонид Марягин. Прошла премьера. С режиссером Кристина была на презентации фильма. А после премьеры, буквально назавтра, Леонид Марягин умирает. Прокат картине не дают. Владимир Меньшов - они с Леонидом учились вместе - дал слово выпустить картину. Благодаря студенческому братству в прошлом году фильм прошел на большом экране и по телевидению.

Вместе с Маратом Башаровым Кристина снималась в фильме "Генка Пройдисвет" - по шукшинским рассказам. Она сыграла сестру главного героя. Заказал картину Газпром. Ее показали по телевидению в позапрошлом августе. И все. В большом прокате она не была, потому что является частной собственностью.

Из сериалов с участием нашей землячки можно вспомнить "Примадонну".

- Много фильмов Кристина не берет, что попало ей не нужно, она выбирает, - объясняет мама. - До сих пор советуется со мной. "Вот фильм предлагают, - говорит недавно, - но там есть постельная сцена. Мамочка, как быть?" Решаем, что пока - нет. Она все-таки не серийных фильмов актриса, а актриса театра. Но тенденция многосериек повсеместна - потому что это хорошие деньги, заработок для того, чтобы существовать.

Как сыграть деревенщину?

В Москве сейчас гремит спектакль "Кукла для невесты". Он идет два года, но достать билеты на него до сих пор невозможно. На главную роль в этом спектакле Кристину привел случай.

- Начинала репетировать совсем другая девочка. Саша Мохов (наш земляк, сейчас он возглавляет "Табакерку") рассказывает: "Я смотрю на нее и понимаю, что это совсем не тот типаж. Думаю, ну кто же из наших, мхатовских, может это сыграть? И тут у меня высвечивается Кристина Бабушкина. Весь актерский состав просто ожил, когда она пришла: большая, смешная, неуклюжая. И почему-то знает деревенщину".

- Наша Кристина играет так, - смеется Ольга Станиславовна, - что в первом акте все просто повально хохочут, во втором повально все рыдают.

- Так все-таки откуда Кристина знает деревенщину, она ведь выросла в интеллигентной семье?

- А у нас есть домик в деревне, и она с малолетства там находилась. У нее с детства было удивительное свойство - она все видела, умела замечать типажи людей. Девчонка в магазине что-то берет, она тут же могла ее дома сыграть, и мы все ухохатывались. Раз копаю картошку: что такое, думаю, - смех в доме. Захожу - вижу кошку, к ней привязана ниточка с бантиком, Тина нарядилась и изображает бабушку и ее любимого кота.

Когда в училище я приходила и смотрела на ее этюды, я удивлялась, где она все это берет. Например, однажды Кристина играла большую женщину с характером: надевала два свитера, делала огромную прическу, брала себе в мужья вот такого маленького мальчика, и сцена у них начиналась так. Она смотрит на время - его нет, и она яростно стирает. Достает вот такой вот бюстгальтер восьмого размера и наяривает... Это же надо подметить!

- А какая Кристина была в детстве?

- Моя подружка всегда называла ее девочкой-женщиной. Бывает, с ребенком сюсюкаешь - и вдруг понимаешь, что ты зря перед ним кривляешься. Он смотрит на тебя по-взрослому. Вот такая была Кристина. Она никогда ничего не просила, не плакала, не выпрашивала конфет, никогда не врала. Она родилась с актерской игрой. Поела, выходит из стола - и тут же начинает играть: "Так, дети, построились! Кириллов, не крутись, я что тебе сказала? Начали петь!"

Она очень рано, в четыре года, научилась читать. Всех ребятишек нашего дома собирала в кружок и читала им книги. И в лицах! Если мышка - она пищала, за медведя - рычала.

Во втором классе заглядываю к ней в комнату: "Мама, не мешай мне, я пьесу пишу, потом расскажу". В итоге - в лицах все расписано, в классе все роздано, все выучено, ею отрежиссировано и поставлено к 7 Ноября. Пьеса была о Ленине.

Я уезжала на гастроли, за это время штук 10 стихов Есенина она выучила наизусть. Причем всяких-разных. Не зная слов и их значений. Потом она спрашивала меня, что такое гадина, что такое сука.

Очень много писала стихов. Читала запоем. У нас дома была прекрасная библиотека. Мне запомнился случай: Кристине - шесть лет, и она должна быть на сольфеджио в музыкальной школе. А ее нет, пропала! Я срываюсь с работы, несусь домой, нигде нету! Задействовала всех, сижу реву. Потом беру адреса ее подружек и иду к первой девочке (а рядом с ее домом открылась библиотека). Уже семь часов вечера, темнеет - и вдруг из библиотеки выходит Кристина. Женщина закрывает за ней дверь. "Деточка, где ты была?" - плачу. Она опускает голову, а женщина говорит: "Вы знаете, наша библиотека закрывается в шесть часов, и я бы ушла раньше, но ребенок дочитывал..." - "Что ты читала, у нас столько книг!" Кристина плачет: "Буратино..." Пришлось мне потом эту книжку ей привезти из Польши.

До сих пор, если она ложится спать, меньше трех книг рядом с ней не бывает. У нас может быть даже так: "Мама, вот мы пытаемся ставить "Прощание с Матерой". Мне нужен Распутин, срочно". Я через быструю почту пересылаю. Хотя это там можно купить. Но там некогда. Лучше она придет, и эта книга уже будет лежать у нее.

- Вы не боитесь, что в мире богемы на Кристину свалится звездная болезнь?

- Это такой человек, который не зазвездит. Кристина - девочка, которая всегда в конфликтной ситуации сама с собой. Что-то копается, что-то ищет. Но на людях никогда не покажет.

И конечно, не даст себя уронить. У нее характер очень сильный, и я ее характеру рада.

***

Кристина не забывает Иркутск - старается вырваться из столицы, приехать погостить к маме. У нее сейчас много работы: она закончила съемки в трех новых кинокартинах, играет в спектаклях. Устроила иркутянка и свою личную жизнь. Правда, кто ее избранник - пока секрет.

Метки:
baikalpress_id:  32 623