Мечтая о походах по Байкалу

Житель Большой Речки строит самый большой на сегодня деревянный парусник для путешествий по озеру

Если вдруг попадете в поселок Большая Речка, что по дороге от Иркутска в Листвянку, мимо дома Алексея Шутько точно не проедете. Во дворе у него высится 18-метровый бриг. Корабль своей мечты мастер строит из суперпрочного листвяка. Говорит, что еще два года работы - и спустит его на воду. Потом соберет команду и отправится в путешествие по Байкалу.
Если честно, когда я увидела бриг, у меня невольно открылся рот от удивления. Да, размер исполинский. А вот хозяин своему детищу нисколько не удивляется. Называет его мужской игрушкой. И говорит, что настолько заигрался, что корабль сейчас занимает все его мысли. Засыпает - а тут идея в голову пришла, просыпается - и снова свежая мысль!

Как у предков

 Если спросить у Алексея Николаевича, с чего все началось, он обязательно расскажет про бересту. В его мастерской - сундучки, шкатулки с тиснением, туеса, вазы. Все из бересты, замысловатых форм, и все - без намека на клей и гвозди.

Первый свой туесок Алексей сделал 30 лет назад, когда работал геологом:

- Чтобы скоротать время, мужики резались в карты, а я это дело не любил. Однажды взял кусок бересты, и получился вот этот туесок с плотной крышечкой. Видите, он самый простой - мы много лет хранили в нем лаврушку. Ну а потом стал делать серьезные вещи. Специально выезжал в тайгу за материалом - берестой, капом, кедром. Вот этот туес у меня самый большой - 30-литровый. Форму этого сундука я подсмотрел в мультике про домовенка Кузю. У него замок с ключом из капа - моя придумка. Вот кружки под пиво, хлебницы. Как у наших предков. Вообще, туеса - уникальная вещь! В них мы храним и квас, и рыжики, капусту соленую, бруснику. Продукты не портятся. К тому же материал экологически чистый - береста, кедр.

 Берестяные изделия сибирского мастера с удовольствием покупают иностранцы. Сундучки, к примеру, недавно уехали в Швейцарию. Да и наши до них больно охочи. Несколько лет назад пару туесов купил Михаил Круг. Как увидел - очаровался и под мышку их. И даже на цену не посмотрел. Наталье Варлей приглянулась берестяная хлебница. Николай Рыжков увез домой туес под рыбу.

Когда Алексей Николаевич набил руку на берестяных изделиях, ему стало скучно. Вот и задумал ни много ни мало построить собственный корабль. Да чтоб был под старину, из дерева, с семью парусами, тремя мачтами. Ну а на носу чтоб сидела деревянная обнаженная женщина - Нептуна пугать.

 Домашние первое время были решительно против корабельной затеи. Особенно бастовала жена, Татьяна Григорьевна: муж ведь в задуманное с головой ушел. А сейчас ничего, морально поддерживает.

Корабль с огоньком

Действовать Алексей Шутько начал не методом тыка. Сперва разобрался в парусно-физической эпопее - изучил массу литературы, посоветовался с друзьями-корабельщиками.

И три года назад приступил к строительству. Из тайги привез две сухостоины - киль и кильсон, установил шпангоуты - ребра нижней части, обшил их.

- Работа идет медленно, - рассказывает Алексей Николаевич, - хотя встаю в шесть утра и до вечера в мастерской. Там у меня лобзики, пилы, циркулярка. Этим летом порядочно потрудился. Закончил обшивку основного корпуса, приступил к кают-компаниям. По задумке будет три каюты: носовая, еще две в корпусе. Сколько человек смогу взять на борт? Если просто перевезти - пятьдесят, ну а если отдохнуть, да с комфортом, то поменьше.

Работы еще непочатый край. Кстати, когда местные бизнесмены узнали, что у них под носом строится корабль, сулили хорошие деньги. Предлагали: типа, давай хоть завтра рабочих пришлем - враз все решат. Корабельных дел мастер отказался: "Фрегат моим уже не будет. Лучше сам - медленно, но верно". Недавно вот штурвал сделал, сейчас ждет, когда из тайги привезут 4-метровую еловину для будущей носовой мачты.

Мы выходим во двор. Каркас-остов готов. Он из листвяка - материала крепкого и тяжелого, как дуб. Краска его не коснется - максимум отведает текстурола. Да и было бы кощунственно закрашивать такой благородный цвет - лежалой плитки шоколада. Алексей объясняет мне, какими еще частями и деталями фрегат обрастет в ближайшее время. Появятся ванты (это по ним карабкаются матросы). И еще пушки - для куражу, по три с каждой стороны. Не бутафорские, между прочим. Палить будут взаправдашними китайскими хлопушками.

"Ты строй, а там все разрешится"

 Следующим летом у фрегата уже будут палуба и паруса. Ну а там недалеко до спуска на воду. Алексей Николаевич долго мараковал: на чем тащить такую махину до Байкала? Сосед Ефимыч успокоил: "Е-мое! Женщина беременная тоже ходит и думает: ой, как же я рожу? И ничего - рожает. Так и ты: строй, а там все разрешится".

 Сейчас мастер говорит, что главное для него идея, процесс. То, что западает в душу и не дает покоя, пока не выплеснется творением рукотворным. Пока он болен 18-метровым фрегатом, а обойдет на нем Байкал - и, глядишь, захочет новую игрушку.

Загрузка...