Катастрофа А-310: проМАК вышел

Незадолго до трагедии пилота 1-го класса Сергея Шибанова, назначенного "стрелочником", оставляли работать в Америке

Завершено расследование июльской катастрофы А-310 в Иркутске. Четыре с лишним месяца мы ждали выводов компетентной комиссии: что все-таки привело к такому страшному финалу приземлившийся Airbus? И наконец получили ответ: случайность - "ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки в конфигурации самолета с деактивированным реверсом тяги одного двигателя".

 К вердикту, который выдало ведомство госпожи Анодиной (главы Межгосударственного авиационного комитета), было приложено особое мнение, "существенно смягчающее формулировку". Вроде командир борта "всего лишь" задел рукавом форменного пиджака(?) рычаг управления левым двигателем, самолет пошел на разгон, а экипаж, не сообразивший в чем дело, не успел отреагировать адекватно.

В итоге - 125 трупов. Обнародовал сей документ председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. 22 ноября на заседании комиссии Министерства транспорта РФ он поведал миру и об "ошибочных и бесконтрольных действиях экипажа", и о фасоне пиджака командира, рукавом которого якобы был задет "не тот" рычаг. Значит ли это, что кроме всего прочего нашим авиаторам вскорости скроят более обтекаемые рукава верхней одежки?

 Столь глубокомысленное заключение зрело в головах московских авиачиновников почти 5 месяцев. Впрочем, в работе комиссии участвовали и специалисты из Франции, где производят А-310, и США, где изготавливают двигатели для этих лайнеров. Выводы МАК были, разумеется, согласованы и с той, и с другой стороной.

Собственно, "суд тройки" разрабатывал две версии: сбой в системе управления левым двигателем, который привел к его выходу на высокие обороты (те самые дефекты техники, очень невыгодный для производителей самолета и комплектующих вариант), и ошибка пилотов.

Дураку понятно, что перевесит чашу весов. Особенно если на одной из них огромные деньги, интересы солидных мировых авиапроизводителей и самого МАКа (комитет сертифицирует аэропорты и поставляемые в Россию самолеты, в том числе и б/у), на другой - всего лишь два русских мужика, к тому же мертвых.

"Мертвые сраму не имут" - эта старая русская истина, давно, похоже, стала девизом авиачиновников Москвы.

- У любого нормального человека решение Межгосударственного авиационного комитета вызывает, мягко говоря, недоумение, - прокомментировал ситуацию Александр Борисович Рощупкин, потерявший в пламени А-310 единственного сына (очерк о 19-летнем актере Ефиме Рощупкине, талантливом ученике Школы-студии МХАТ, был опубликован в одном из выпусков нашей газеты. - Авт.).

- На моей памяти не было случаев, чтобы причиной авиакатастроф в России стали дефекты техники, у нас всегда виноваты погибшие летчики. Очень много вопросов хочется задать мудрецам из авиакомитета. Например, что случилось с А-310 в Москве, когда два рейса объединили в один и возникла неразбериха с билетами и деньгами?

Убежден: это решение МАК противоречит всем законам, принятым в человеческом обществе. Оно к тому же дискредитирует прекрасную профессию летчика, но люди, слава Богу, не верят официальным заключениям. Все заранее знали, какое решение примет МАК, потому что у московских авиачиновников в глазах только доллары.

Итак, в очередной раз виноваты мертвые "стрелочники". Вот их имена:

пилот 1-го класса Сергей Геннадьевич Шибанов (общий налет - 10 509 часов, авиационных происшествий не имел);

пилот 1-го класса Владимир Григорьевич Черных (общий налет - 9691 час, авиационных происшествий не имел).

- Моего мужа очень ценили в Америке, - рассказала корреспонденту нашей газеты вдова Сергея Шибанова Вера Владимировна. - После прохождения четырехмесячной стажировки ему вручили соответствующее удостоверение и предложили работу в США, летчиком. Он вернулся в Россию...

Интервью Веры Шибановой, вдовы погибшего командира А-310, читайте в ближайших номерах "Копейки".

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что правительство России собирается освободить Межгосударственный авиакомитет от расследования авиапроисшествий и передать эти функции независимому органу.

Как известно, МАК занимается сегодня не только расследованием катастроф, но и сертифицирует безопасность объектов - самолетов, аэродромов и т. п. Об этом щекотливом положении структуры, собственно, и писала наша газета три месяца назад.

Если правительство действительно отстранит МАК от расследования авиапроисшествий, то, возможно, мы все же узнаем правду о событиях 9 июля в Иркутском аэропорту. И сделаем еще один шаг к построению гражданского общества в стране.

Метки:
baikalpress_id:  32 637
Загрузка...