Дорожка жизни

Ткацкие станки помогают в реабилитации умственно отсталых детей

В иркутском доме-интернате № 1 живут дети с тяжелыми диагнозами. Если перевести их на русский язык - почти у всех разная степень умственной отсталости. Летом ребятишкам сделали большой и нужный подарок: на грантовские деньги в мастерской установили пять ткацких станков. Надо сказать, руками эти дети работают отлично. Ловко орудуют челноком, туда-сюда, жмут на педаль, закрепляют нити - раз, два. И вот уже с гордостью показывают свои работы: дорожки, по которым рассыпалось разноцветье узора - голубые, фиолетовые, изумрудные полосы.

Если после обеда из мастерской интерната доносится потрескивающий звук - значит, заработали ткацкие станки. Дети ходят сюда с удовольствием. Каждый занят своим делом. Надя сшивает тонкие полоски ткани в ленту, Антон сматывает эту ленту в клубок. За станок садится Настя.

Говорит, сразу поняла, как он работает:

- Хотите, покажу?

Пяткой она нажимает на педаль всякий раз, когда пропускает челнок между натянутыми на перекладины нитями основы. Через несколько минут на ткани появляются новые рядки. Вроде бы и просто, кажется, любой сможет так же. Но нет, нюансов множество. О них ученикам рассказывает преподаватель Нина Николаевна Иванова.

Как из магазина

Сама она мастерица на все руки - умеет ткать в разных, сложных техниках.

Берет в руки дорожку, скатанную в валик, взбивает ее в воздухе:

- Это работа моей бабушки - мелкое ткачество, еще на старом стане. Раньше ведь они стояли в каждой избе - ткацкому делу учили с детства. Вначале что попроще делали. Например, рядно. Потом - льняное полотно, мешковину, холст, шерсть и даже ковры. Без этого было не прожить. В своей домотканой одежде ходили и в поле, и в церковь, и на праздник. Дома украшали узорчатыми половиками, дорожками, полотенцами. Сюжеты брали из природы. Часто повторяли старинные узоры, но обязательно привносили свое - чтобы твой ковер-солнышко от других отличался. Тогда не стыдно было на стену повесить или в свадебные сани кинуть. Я знала бабушку Макариху: куда бы она ни ехала, всегда везла с собой ткацкий станок. Половики ткала всей деревне. Женщины успевали только дранку готовить.

Кстати, все тканые вещи ноские, прочные. Вот полотенце. Отлично же сохранилось - а это XIX век... Износило его не время - в последние годы на него ставили горячие сковородки! Полотенце действительно чудо как хорошо выглядит - разве что ритмичный узор из солнышек чуть-чуть слинял. Да и сама работа впечатляет: ткань плотная, ниточки жмутся одна к одной. Кажется, что из магазина.

Если сел за станок - не бросишь

Ткацкие станки детям сделали мастера общественной ассоциации <Оникс>. Эти деревянные сооружения напоминают букву <п>. На перекладинах (по-народному - досточках) натянуты нити основы, прикрытые уже наполовину сотканным половиком - полосатым как зебра. Но полоски эти не хаотичны.

- Рисунок мы сначала придумываем на бумаге, - объясняют девчонки. - Наклеиваем лоскутки ткани и смотрим, как они сочетаются. Ну а потом уже начинаем ткать.

Процесс этот достаточно трудоемкий. Судите сами: за одно занятие можно выткать лишь 10 сантиметров ковровой дорожки. Великое терпение надо иметь, чтобы по ниточке сотворить ковровое полотно. Да и тканевых нитей станки съедают будь здоров. Уходит столько, сколько у художника красок. Но результат куда важнее времени и ниток.

Сейчас в мастерской занимаются 20 ребят. Конечно, не у всех получается. Но если за станок хоть раз сел - не бросишь. Процесс затягивает, увлекает - и руки сами тянутся к разноцветным клубочкам. Антон уже целую корзину таких намотал.

Нина Николаевна его клубки сразу отличает:

- Очень аккуратно делает, еще помогает девочкам пробрасывать челнок. Жаль, что Антоша не может работать за станком. Раньше он ходил на костылях, теперь передвигается на коляске. Как-то обмолвился, что родители давно от него отказались. С такой печалью это сказал!

Педагог отмечает, что работа за станком детей успокаивает. Даже завзятые шустряки в мастерской преображаются: сидят - ткут потихонечку.

Форма № 4

Ткацкие станки в доме-интернате появились не случайно. Это часть программы трудовой реабилитации, этакая ступенька в жизни.

- У всех детей - органические изменения головного мозга, - говорит Валентина Костюкова, заместитель директора по социальной работе. - Это прогрессирующий процесс. И его важно замедлить. Поэтому мы каждый год открываем новые мастерские. Ребята занимаются сапожным, швейным, малярным делом, ландшафтным дизайном. Многие наши воспитанники работают в строительных организациях. Ремонтные работы делают основательно, честно. Хоть Бог и обидел их умом, но трудолюбием - нет. Все трудяжки.

Валентина Анатольевна приводит печальную статистику. Больных детей с каждым годом больше, очереди в детские дома длиннее. Почти у всех родители пьющие. Хотя редко у кого семья полная: обычно дети проходят по форме № 4. Что значит - папа со слов мамы.

Ученики Нины Николаевны вот-вот доткут свои дорожки. Кто-то увезет свое творение маме, кто-то расстелет в спальне. Но ниточка у ткацкого станка не оборвется. Скоро дети узнают, как делать на ткани узоры.

Метки:
baikalpress_id:  5 745