Люди примерзли к днищу катера

К трагедии быстроходного судна на Байкале привела цепь нелепых случайностей

Специалисты утверждают: продержаться в холодном Байкале 20-30 минут даже летом - значит заработать тяжелый недуг или обрести себя на верную смерть. История, случившаяся 23 октября нынешнего года, поразила даже умудренных опытом спасателей, многое повидавших за время своей работы.
Человек, боровшийся со стихией почти сутки, не просто выжил - на обмороженных ногах, босиком он умудрился еще сам дойти от вертолета до машины скорой помощи. Впрочем, этот факт следует скорее отнести не к геройству дрейфовавшего человека (он, судя по всему, находился в шоке), а к халатности сопровождавших... По факту крушения катера, повлекшего гибель людей, возбуждено уголовное дело. Надеемся, следствие установит истинную картину трагедии. Пока сообщения лиц, так или иначе причастных к случившемуся, противоречивы.

К назначенному времени не прибыл...

 Напомним, во время снежной бури на Байкале близ устья Ангары пропал катер с пятью пассажирами на борту. По словам людей, обратившихся к спасателям уже вечером, плавсредство вышло из порта Байкал в 12 часов и следовало в Листвянку, однако к назначенному времени оно не прибыло. Поиски результатов не дали и с наступлением темноты прекратились. На следующий день перевернутое судно с борта вертолета было обнаружено далеко от Листвянки - близ Танхоя. Три человека, включая трехлетнюю девочку, оказались приморожены к днищу катеру, двое не подавали признаков жизни. Выжить в невероятных условиях удалось лишь Галибу Юсупову.

- Дайте человеку сначала выжить, а потом уже лезьте к нему со своими расспросами!

Медперсоналу ожогового отделения 3-й городской клинической больницы явно не по душе повышенное внимание к одному из пациентов. На ноги Галиба Юсупова страшно смотреть - они распухли, и сейчас их размер намного превышает 42-й, которому они соответствовали до произошедшего. Обморожены также руки, есть подозрение на пневмонию. При всем этом пациент вполне адекватен. Правда, на вопросы отвечает неохотно - видно, что каждая фраза дается ему с трудом: воспоминания-то не из приятных...

- Я почти ничего не помню. В порт Байкал я приезжал в гости, а в тот злополучный день мне просто нужно было на Большую землю, вот я попросился на катер, - рассказывает Галиб. - Находился на борту и о том, что происходило внутри, не знаю. Когда катер перевернулся, я выбрался наверх, залез на днище и стал ждать, когда придет помощь... Кроме меня на поверхность выплыли еще женщина, ребенок и мужчина. Маленькая девочка умерла практически у меня на руках. Я пытался ее отогреть, но это было невозможно. Когда погибли женщина и мужчина, я не знаю...

Голодный и насквозь промерзший, находясь ночью посреди Священного озера, Галиб, как он признался, старался побольше двигаться. Хотя в тех условиях это было совсем непросто. Ну и, конечно, как истинный мусульманин, он молился, призывая себе в помощь Аллаха.

Нашли его на следующий день утром - он лежал, распластавшись, на днище катера. Тут же находились девочка и женщина. Как предполагают следователи, это была мать ребенка. Остальных участников этой жуткой истории спасатели не нашли. Как предполагают оперативники, на катере в момент аварии находилось шесть человек...

Байкал не прощает беспечности

Что заставило людей, рискуя и своей жизнью, и жизнью маленького ребенка, отправиться в экстремальное плавание при таких погодных условиях? Ответ на этот вопрос в данный момент волнует всех... Говорят, они очень торопились. На Большой земле, в районе бухты Крестовой, их ждала машина. Расстояние, которое нужно было пройти по воде, всего 4 километра. На катере типа "Курсор-70" (длина - 7,2 м, ширина - 2,8 м, грузоподъемность - 1200 кг) с подвесным лодочным мотором "Ямаха-225" (мощность - 225 лошадиных сил) это дело нескольких минут. Однако в который уже раз нашла свое подтверждение старая прописная истина: Байкал не прощает беспечности.

Вот какую картину произошедшего, сопоставив факты, сбивчивый рассказ спасенного и показания свидетелей, оставшихся в тот день на берегу, нарисовали представители службы спасения.

Отплыв от берега, катер попал в так называемый снежный заряд - это пурга, когда видимость составляет не более 10-20 метров. Потеряв берег, люди, находившиеся на судне, стали звонить на берег своим знакомым. Те в свою очередь связались со спасателями. Возможно, в панике терпящие бедствие потеряли счет времени, возможно, мы не знаем еще каких-то обстоятельств... Так или иначе, но к спасателям обратились лишь спустя несколько часов. По тревоге на поиски отправился самый быстроходный в акватории Байкала катер "Мангуст", затем еще одно судно - "Спортис". Однако обнаружить терпящих бедствие не удалось. Погода в тот день на озере, как впрочем и во всем регионе, была ужасная. Впоследствии специалисты Байкальского поисково-спасательного отряда еще трижды выходили на поиски, но тщетно...

 Забегая вперед скажем, что трагедии можно было избежать - ведь, как впоследствии выяснилось, перевернувшийся катер был оборудован устройством GPS, с помощью которого можно было точно определить координаты судна. Однако никто из находившихся на борту об этой аппаратуре даже и не вспомнил. Возможно, прибором попросту не умели пользоваться. Дело в том, что хозяин судна остался на берегу, а за штурвал, по одной из версий, встал в результате выживший Галиб Юсупов, а потом его сменил другой человек. Имели ли они навыки вождения катером? Если да, то насколько хорошо, учитывая налетевший циклон? Этим моментом, вызывающим много вопросов, занимается следствие.

Нашли катер с воздуха, спустя сутки после того как он вышел из порта Байкал. Нашли в 8 километрах от Танхоя. Гадать от том, как он оказался в столь далекой от своего маршрута точке, не пришлось. На днище перевернутого судна был обнаружен живой человек, который, несмотря на перенесенные им тяготы, оказался вполне вменяем.

Когда за штурвал берется пассажир...

Пока спасатели оказывали Галибу Юсупову помощь, он рассказал им много интересного...

Заметим, что некоторые факты из его объяснения спасателям не совпадают с тем, о чем пострадавший рассказывал нашему корреспонденту позднее, находясь в больнице.

...Когда окончательно выяснилось, что катер потерял берег, один из пассажиров решил взять управление в свои руки. До этого судном управлял, по одной из версий, Галиб Юсупов. Новый рулевой решил действовать по правилам, которые существуют на море: при плохих погодных условиях необходимо уйти подальше от берега. Здесь, во-первых, и штормит поменьше, да и вероятность того, что судно выбросит на берег, минимальная. Однако горе-специалист просчитался - не все морские законы действуют на Байкале. Катер меж тем уходил все дальше от берега. Пока не закончилось топливо... Как только двигатель заглох, судно стало игрушкой для разбушевавшейся стихии. Волна к тому времени была уже метра четыре. Встав вдоль волны, плавсредство просто перевернулось.

- Спасенный, когда мы его обнаружили, был приморожен к днищу катера, - рассказывает один из участников операции по спасению. - Девочку, по его словам, прибило к лодке примерно через час после катастрофы - уже мертвую. На нее было страшно смотреть. Она лежала ближе к носу катера. Ее мать находилась на противоположном конце лодки - возле двигателя.

 С "Мангуста", который первым подошел к месту трагедии, мы работать не могли, так как волны не утихали. Спустились на лодку, оторвали пострадавшего. Потом на "Мангусте" дошли до Танхоя, где сели в вертолет. До сих пор не понимаю, как он сумел дойти сначала до вертолета, а затем и от вертолета до скорой. Ботинки с его ног разрезали пополам, все примерзло, был сплошной лед. Боялись, что кожу снимем вместе с носками.

Что касается перевернутого катера, то поставить его в исходное положение спасателям удалось с помощью судна "Валерия", на котором есть кран-балка. Всего же в спасательной операции было задействовано 34 человека - специалисты из Никольского, Посольского, Слюдянского ПСО. Было задействовано много единиц спецтехники и даже частный вертолет. Руководил работами начальник Никольского отряда - спасатель международного класса Семен Белокуров.

Поиски тел остальных пассажиров прекращен - глубина озера в месте предполагаемого крушения составляет несколько сот метров. К тому же течением их вполне могло отнести далеко в сторону.

Загрузка...