У Иркутска хотят забрать землю и деньги

Вчера (уже по недоброй традиции) прошло внеочередное заседание Иркутской городской думы. Уж так у нас повелось, стало правилом "хорошего" тона вышестоящей власти чего-то Иркутск лишать, чего-то ему не давать, будто бы город у всех на глазах незаслуженно жирует...

Только-только, казалось бы, успели порадоваться, что областной центр приподнял голову, сумев впервые за многие годы выделить достойную сумму на благоустройство и дороги (а иркутяне подумали - уж теперь-то, при новом губернаторе, Иркутск станет настоящей столицей), тут опять накатила беда... "Буквально почву из-под ног вышибают и в прямом, и в переносном смысле", - говорят городские депутаты.

С одной стороны, областные власти продолжают лоббировать закон, лишающий Иркутск возможности распоряжаться собственными землями; с другой стороны - хотят забрать 300 млн рублей, которые город законно получает от налога на доходы физических лиц. Ни много ни мало это стоимость половины сделанного в нынешнее лето ремонта дорог или почти половина всех средств, выделяемых городом на жилищно-коммунальное хозяйство... Да мало ли чего еще. Триста миллионов на дороге не валяются.

Если помните, внесению нового законопроекта о земле предшествовали события еще июньской сессии. Тогда губернатор также предлагал иркутские земли изъять (это почти

90 процентов городских земель), внеся на рассмотрение Законодательного собрания закон "О распоряжении земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск". Законопроект большинством голосов депутаты областного парламента отклонили. Против него выступили не только городские власти и депутаты, но и простые иркутяне, общественность города.

Новый законопроект "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" будто бы ставит совсем иную проблему, но суть закона не меняется. Статья 4, пункт 9, возвращает все на круги своя, предлагая передать управление муниципальными землями в руки региональной власти.

Накануне внеочередного заседания думы в Законодательном собрании прошло заседание комитета по собственности и экономической политике, где был рассмотрен данный законопроект. Сюда позицию городских властей пришли высказать председатель городской думы Андрей Лабыгин и вице-мэр Иркутска Игорь Бычков. Они предложили отклонить документ и создать рабочую группу по разработке еще одного законопроекта, объективно подходящего к ситуации с землей и устраняющего те замечания, которые могут возникнуть.

Впрочем, замечаний по большому счету быть не должно, считает Андрей Лабыгин: "Основные претензии к городу по управлению землей, которые звучали на июньской сессии, устранены. Так стоит ли ломать систему, которая начала выстраиваться в последние месяцы? Это не создаст более благоприятных условий, но повлечет за собой сумятицу и неразбериху".

По словам вице-мэра Игоря Бычкова, чтобы решить главную проблему, ускорить оформление документов на земельные участки, в администрации города была создана специальная структура. Отныне вместо положенных по закону 13 месяцев участки готовятся за пять. Делать это еще быстрее вряд ли возможно (существует порядок, определенный федеральным законодательством и предусматривающий, к примеру, проведение как минимум двух конкурсов - на выбор оценщика и оценку участка), однако... Идет открытый, нормальный процесс предоставления участков.

Но... Скорость оформления документов - еще полбеды. Предлагаемый законопроект может полностью парализовать деятельность муниципалитета. Ведь к вопросам местного значения, которые призваны решать городские власти, относятся организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, ликвидация аварий коммунальных сетей, снос ветхого и аварийного жилья, планирование застройки, выделение участков под строительство частных домов и гаражей, земельный контроль и многое-многое другое.

По словам Игоря Бычкова, на следующее лето запланировано расширение улицы Байкальской, строительство целого ряда подземных переходов. Если земля станет областной, процедура согласований может затянуться до бесконечности.

И это не единственная проблема, которая может возникнуть в такой ситуации. Те 11 млн рублей, которые предполагается потратить областными властями на обеспечение закона (в частности, на содержание еще 26 специалистов, которые займутся земельными вопросами) выльется в сумму гораздо большую...

Комитет по собственности и экономической политике ЗС рекомендовал депутатам принять законопроект в первом чтении, а уже потом работать дальше. А именно: создать рабочую группу, в которую войдут представители исполнительной и представительной ветвей власти города и области, по три человека от каждой. До 25 октября стороны должны определиться, кто именно будет представлять эти интересы.

Что же касается 300 миллионов, которые у города тоже хотят забрать, то этот вопрос пока остается в тени. Как остаются в тени истинные причины, его породившие. В минувшем году, принимая закон "О межбюджетных трансфертах и нормативных отчислениях в местные бюджеты", разработчики руководствовались методическими указаниями правительства РФ. Это было логично и с законодательной, и с чисто жизненной точки зрения. Такой подход, сказано в рекомендациях, должен "способствовать заинтересованности органов местного самоуправления в экономическом развитии, а также предоставлять широкие возможности для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, применению средне- и долгосрочного бюджетного планирования". Почему город хотят этого лишить?

Метки:
baikalpress_id:  48 054