Золотой паром

Чтобы попасть домой, жители Шаманки вынуждены платить большие деньги за переправу через Иркут. Дело дошло до губернатора

Жители небольшого села Шаманка кочуют с одного берега Иркута на другой совсем как в знаменитом пугачевском хите. На левом - школа, больница, детсад, магазины, сельская администрация, леспромхоз, жилые дома. На правом тоже дома, а еще - огороды, картофельные поля, дачи. Соединяет берега паром - плоскодонное судно или плот для переправы через реку людей, повозок, грузов, как сказано в словаре Ожегова.

Бесплатный проезд отменяется

Живописные места по берегам Иркута, километрах в десяти от Иркутска, давно облюбовали люди. Природа здешних мест, леса, река определяли их основные занятия - охота, рыбалка, грибы-ягоды, да еще собственное подворье. Жизнь текла неспешно, народ обживал берега реки по-сибирски основательно. В середине прошлого века в Шаманке появилась паромная переправа. Жить становилось лучше и веселее.

Договор на услуги паромной переправы - документ новейшей истории села. В середине мая нынешнего года произошло окончательное имущественное разделение между двумя юридическими лицами - ОАО "Иркутский леспромхоз" и администрацией Шаманского сельского поселения. Предмет договора - тот самый паром. Оказывается, он не просто перевозит людей и грузы, а "предоставляет услуги паромной переправы через реку Иркут в с. Шаманка для перевозки личного автотранспорта населения, а также автотранспорта федеральных, муниципальных служб и учреждений, прибывающих для исполнения полномочий и жизнеобеспечения в селах Шаманского сельского поселения". Такова новейшая российская действительность: старенький паром, построенный еще в глухие советские времена, вмиг оказался в эпицентре интересов народа и власти.

"Есть у нас существенная проблема, - рассказывают в открытом письме губернатору области жители Шаманки. - Наше село расположено по левому и правому берегам реки Иркут... Для переправы через реку имеются подвесной пешеходный мост и паромная переправа, принадлежащая леспромхозу.

Многие жители имеют личный транспорт, но до райцентра или своего картофельного участка нужно переплывать на пароме. Раньше администрация села оплачивала часть расходов по его содержанию, и с жителей Шаманки за переправу денег не брали. В этом году глава администрации сказал, что средств на оплату парома нет, и за переправу берут деньги - 60 рублей с каждой автомашины или мотоцикла".

Письмо жителей села, направленное губернатору области, заканчивается такой припиской: "Мы, пенсионеры, ветераны труда, ветераны тыла, вправе требовать устранения допущенной несправедливости. Нашими руками когда-то была восстановлена переправа через реку Иркут. Наши дети приезжают сюда, чтобы помочь своим престарелым родителям. Почему они должны за это платить деньги?

Просим вас оказать содействие в решении этого важного для всех жителей села вопроса".

Пожилые люди не собираются мириться с выставленными местной властью условиями. Прямо сказать, их эти условия не устраивают.

Пенсионерка Мария Никифоровна Попова, например, не скрывает своего отношения к очередной руководящей инициативе.

- Вместе с мужем мы 80 лет леспромхозу отдали. А теперь и самим за паром платить приходится, и сын - он недавно приезжал с огородом помочь - тоже 120 рублей в оба конца заплатил. Неужели мы за 80 лет бесплатный проезд в свое родное село не заработали?

Бывшего бухгалтера леспромхоза поддерживают еще несколько десятков сельчан. В основном пожилых, которые отдали тому же леспромхозу (или нынешнему ООО) не одну сотню лет.

Сельские старики - народ небогатый, средняя пенсия не больше трех с половиной тысяч рублей.

- Есть и намного меньше, - говорит Мария Никифоровна. - Соседка моя всю жизнь в детском садике проработала, у нее пенсия - 1000 рублей. Бог знает как она на эти деньги существует.

К мосту - по грязи и в темноте

Нынешний сельский глава - не новый человек в Шаманке. Иннокентий Михайлович Пинигин возглавляет сельскую администрацию почти 9 лет. Минувшей осенью на выборах в местное самоуправление за Пинигина голосовали многие. Аргументы сторонников Иннокентия Михайловича простые: он - свой. Здесь вырос, выучился в техникуме, женился, здесь в 97-м ему доверили власть. Потом еще и еще раз. Что изменилось с тех пор на селе?

Разбитые лесовозами дороги, ямы и колдобины, заполненные водой, кажутся здесь вечными. Несколько лет назад в Шаманке построили навесной мост. Дорогостоящее сооружение (мост строился на федеральные и региональные средства) стало своеобразным символом села, значительно облегчив жизнь людей. Но у сельчан немало претензий к власти по этому поводу: ни на правом, ни на левом берегу реки нет автомобильных стоянок, мост, по сути, недоделан. Нет подъездных путей, в распутицу подойти или подъехать к мосту особенно трудно. Пешеходам приходиться долго топать по грязи. И хорошо, если днем, - на мосту нет освещения.

Осенний день короткий, и, к примеру, школьникам после второй смены ходить там уже небезопасно. То ли освещение и стоянки возле моста не были охвачены проектом, гадают теперь местные жители, то ли другая какая причина, но навесной мост в Шаманке так и не довели до ума.

Еще одна серьезная беда жителей маленького села - покосы. Дело в том, что и леспромхозовские КамАЗы, и приспособленные под сено тележки сельских стариков ездят по одним и тем же дорогам. Первые, естественно, за лесом, вторые - за кормом для скота. Понятно, что местные дороги разбивают вдрызг не бабушкины тележки и не дедушкины легковушки и велосипеды. Но о ремонте дорог после очередного заготсезона местная власть давно помалкивает. Как, впрочем, и руководитель того самого ООО (генеральный директор Н.И.Бураков), к которому не раз обращались жители Шаманки. Об этом тоже строчки из письма губернатору. Услышат ли областные руководители сельских пенсионеров?

Золотая переправа

- Леспромхоз - собственник парома, - говорит глава администрации села Пинигин. - Он монополист и имеет право устанавливать свои цены. Мы туда лезть не должны. Я и сам плачу за переезд. Мэр Шелеховского района недавно приезжал - тоже платил. Теперь это закон для всех.

Глава сельского поселения, наверное, и сто рублей может заплатить, но по силам ли такая плата практически за въезд в собственный дом, в родное село остальным? Особенно если это пенсионеры, бюджетники - работники детсада или, скажем, сельского клуба?

- Леспромхоз заключил договор с администрацией Шаманки на услуги парома, - говорит главный бухгалтер ООО "Иркутский леспромхоз" Галина Махетова. - Раньше мы платили поровну, 50 на 50. В нынешнем году руководитель администрации Пинигин гарантировал возмещение 80 процентов всех затрат по парому, но из 350 тысяч оплатил нам только 16 тысяч рублей. Впрочем, - продолжает Махетова, - сельская администрация давно не доплачивает за паром. Кончается сезон перевозок (обычно это поздняя осень), долг списывается - и дело с концом.

Это тоже негласный закон в Шаманке.

Теперь сельская власть расписывается в собственном бессилии.

- Бюджет принят на 57 процентов от существующих затрат, у нас нет средств, чтобы заплатить леспромхозу, поэтому ООО в одностороннем порядке разорвало договор, - говорит Иннокентий Михайлович Пинигин.

- Мы осуществляем большие затраты по содержанию парома: два трелевочных трактора, которые могли бы перевозить лес и давать нам продукцию, постоянно дежурят у реки - течение Иркута быстрое, и паром может порвать и унести, никто не догонит, - объясняет главбух Махетова. - Солярка, ГСМ, зарплата паромщикам, прочие расходы предприятия - все это входит в оплату проезда на другой берег.

Тем временем сельские пенсионеры (похоже, самая активная часть населения в Шаманке) пишут письмо областному руководству.

Вот приедет барин - барин нас рассудит. Так исстари повелось на Руси. Барин сам увидит, что плоха избушка или никчемны дороги, разбитые лесовозами того же ООО. Увидит, как семь шкур дерут за обычную паромную переправу, пока сельское начальство решает, кто же должен содержать это нехитрое перевозочное средство.

А на левом берегу Иркута я, как ни старалась, так и не увидела второй леспромхозовский трактор. Да и тот, что есть, давно, по-моему, просится в утиль и вряд ли способен приносить какую-то прибыль.

Метки:
baikalpress_id:  6 166