Баба за рулем!

Пассажиры иркутской маршрутки № 45 в шоке: водитель - женщина

Сегодня водить общественный транспорт - почти экстрим. Не всякий мужчина берется за такую работу. Не каждый и сможет. Но если возьмется женщина - справится точно. Надя Шипицина - единственная девушка в Иркутске, которая крутит баранку маршрутного такси. Причем водит аккуратно, мастерски, лихо справляется с дорожной неразберихой. Если нужно, может и "подфурычить" своего железного коня. Надо ли говорить, как удивляются и настораживаются при виде автоизвозчицы пассажиры: "Водитель-то где?" или "Это вы нас повезете???" А мужики-маршрутчики, которые с ней работают, даже материться перестали - очень свою коллегу уважают. Говорят: "Надь, ты у нас одна такая!"

Надя Шипицина нисколько не жалеет, что ее постигла неженская участь - стать водителем маршрутного такси. Водить она не просто любит, а обожает.

 - Это все гены! - смеется девушка. - Дедушка был дальнобойщиком, мама и папа работали в автосервисе. Я с детства в этой каше. Помню, как приткнулась между сиденьями и уговаривала папу посадить меня за руль. Он сказал: "Вот когда ножками дотянешься до педалей - посажу".

 В тринадцать лет девочка уже вовсю практиковалась за городом на "Жигуленке-копейке". Потом получила права и начала нарезать километры на "девятке", леворуких и праворуких "японках". Когда с мужем Вячеславом купили для семейного отдыха "Хюндай Грейс", решила превратить его в маршрутку и... сама села за баранку.

"Один черт, своего добьюсь!"

 Четыре месяца назад таксисты 45-го маршрута обомлели: "Глянь, баба за рулем! Слушай, может, это галлюцинация? Ущипни меня!" Но "галлюцинация" и не думала исчезать. Надя пришла на маршрут ва-банк: доказать в первую очередь себе, что сильная, что сможет. И дать фору мужикам, которые неласково обзывают женщину за рулем "обезьяной с гранатой".

 - Я всегда искала работу по сердцу, - рассказывает она. - Одно время была личным водителем женщины-предпринимателя. За рулем сидела сутками - и поняла, что это мое. Однажды машина сломалась. Пока ремонтировали, пришлось две недели дома коротать. От скуки чуть на стены не лезла, так в дорогу хотелось! Конечно, мужа пришлось долго уговаривать, чтобы отпустил за руль микроавтобуса. В конце концов, выпросила. Я человек упорный. Один черт, своего добьюсь.

За баранкой по 15 часов

Надина рабочая смена начинается с 7:30 и заканчивается почти в полночь. В небольшом пространстве микроавтобуса постоянные попутчики - десятки, сотни разных лиц, характеров, настроений. И главное: за спиной - чужие жизни, за которые на тебе ответственность. До того момента, разумеется, пока пассажир не крикнет: "Остановите здесь!" и не выйдет на нужной остановке. И в этой круговерти - шесть дней в неделю. Заслуженная отрада - заскочить на часок домой, обед приготовить и перекусить. И обратно в Первомайский, на конечную.

 - К вечеру выматываешься так, что уноси готовенького, - говорит девушка. - Глаза съезжаются в кучу, в руках как будто все еще руль держишь, спина отламывается. Я часто на конечной выпрыгиваю из машины - бегаю, косточки разминаю. Иначе было бы совсем невыносимо. Лучшая моя разгрузка - дочка Лена, ей уже три годика.

Дорога - она ведь женского рода

За рулем маршруток, как правило, исключительно мужчины. Гонят они, дай Боже. Да и за словом в карман не лезут: и нагрубить могут, и льготников в салон не пускают, и в довершение всего немилосердно врубают "Шансон". Надя - другая. Она не Шумахер и на рожон не лезет. Предпочитает притормозить, пропустить лихача: "Пусть ищет себе другое железо". Пенсионеры знают, что эта девушка подвезет бесплатно и машут ей на прощанье: "Спасибо, доча. Удачи тебе". У гаишников она тоже любимица. Сначала часто останавливали: "Есть категория Д?", недоумевали: "Как так, женщина на микроавтобусе?" Теперь - только зеленый свет.

 - Конечно, первое время и пассажиры были шокированы, - вспоминает Надя. - Спрашивали: "Сама едешь?" Приходилось отшучиваться: "Нет, я на следующей остановке выйду". Как-то сел ко мне поддатый морячок и давай разглагольствовать: "Ты как до жизни такой дошла?" Я ему: "Вы без моря жить можете? Нет? Так и я без машины". Он и притих. Почему с пенсионеров денег не беру? Знаете, для них и восемь рублей много значат. Часто люди подходят: "Двух рублей не хватает на дорогу". Таким тоже не откажу. Земля круглая, может, мы и встретимся где-то. И мне помогут. Я от нескольких рублей не обеднею.

 Хотя стереотип, что маршрутчики золотые горы зарабатывают, - миф. По мне, стоимость проезда нужно увеличить до десяти рублей. Дизтопливо дорожает. На день уходит минимум 40 литров - это 500 рублей. Плюс расходы на детали. Машины по нашим дорогам убиваются зверски! Езжу всего ничего, а уже поменяла мост - 10 тысяч, тросик, помпы, двигатель. На очереди - коробка. Эти деньги нужно отрабатывать - поэтому тружусь сейчас допоздна. Хорошо, хоть работаю на себя. Те, кто трудятся на хозяина, должны отдать аренду, план сдать, на солярку заработать и что-то домой еще принести. Работают люди без обеда, выходных и праздников. Многие мужики не выдерживают...

Водители маршруток Надю Шипицину очень уважают и поблажки ей делают. Например, часто впереди себя пропустят, подучат чему-то, историю смешную расскажут. И даже признаются, что многому у нее учатся. Например, чистоте - у Нади в салоне блеск, да и сама машина надраена. Еще водилы, на нее глядя, курить в поездках перестали, посуду одноразовую после обеда за собой убирают.

По кочкам

 Мы едем по маршруту Первомайский - Аэропорт.

 - Наши дороги? О, ужас! - восклицает Надя. - Хорошо, за четыре месяца я каждую ямку выучила. Перед лежачим полицейским скорость сбавляю до 20 км/час. Сама ведь когда-то на маршрутках ездила и помню, что пассажиров возят, как дрова. Бух, бух по кочкам!

 На сложном повороте Надя временит с разговором. Тяжелый участок дороги остается позади:

 - Да и о наших пробках можно говорить бесконечно, - продолжает она. - На улице Байкальской до плотины я стою по часу с лишним! Конечно, сбивается все расписание, по которому мы ездим. Приходится на конечной ждать, а время - деньги.

 Наде Шипициной нравится ее работа, более того - любит она ее. Ну а насчет выражения "женщина за рулем к несчастью", считает:

 - Это мужчины придумали. Нельзя делить работу на мужскую и женскую. Каждый должен заниматься тем, что умеет.

Метки:
baikalpress_id:  5 972