Иркутянка на "Фабрике грез"

Наша землячка и сотрудница компании АМЕДИА Екатерина Серышева не понаслышке знает о том, как делаются сериалы в России

Год назад Екатерина Серышева - продюсер программы новостей одного из иркутских телеканалов - уехала в Москву. Теперь она работает в компании АМЕДИА, которая выпускает популярные российские сериалы. На "Талисмане любви" Катя трудилась вторым режиссером, на "Не родись красивой" - менеджером гримерного департамента (отвечала за синяки и шишки всех героев мыльной оперы). После истории про Катю Пушкареву компания приступила к съемкам нового сериала "Любовь как любовь", а наша землячка пошла на повышение - ее пригласили на работу в департамент планирования.

Окончание. Начало в № 31(284)

Борщ - в студию!

- Это как диспетчер самолетов, - рассказывает Катя. - Ты должен скоординировать работу всех департаментов. У тебя есть актерская занятость, готовность цехов, ты должен все это выстроить по времени и свести в один документ - вызывной лист, по которому снимают.

До 7 часов вечера мне нужно определить судьбу следующего съемочного дня. После семи ты делаешь болванки, что у тебя будет происходить послезавтра, и так далее. Все департаменты должны быть в курсе, что им предстоит делать в ближайшее время: сумели купить какие-то костюмы, если что-то запачкано - постирать.

Сейчас Катя работает на сериале "Любовь как любовь".

- Там была поставлена определенная задача. Это калька польского сериала. Поляки снимали в обстановке, максимально приближенной к реальности. Если "Не родись красивой" - это сказка такая немножко гламурная, немножко искусственная, некий офис некоего большого города и все персонажи по большому счету гипертрофированные, то "Любовь как любовь" - сериал про жизнь, про российскую глубинку. А-ля "Калина красная", только с польского сериала.

- Вы сами из глубинки. Вы узнаете эту глубинку в своих сериалах?

- В приниципе, я узнаю подмосковную глубинку. Она не очень похожа на сибирскую, но что-то общее есть. Впрочем, конечно, все-таки эта специфика - то, что сериал ориентирован на ближайшее Подмосковье, на то, что до Урала, - чувствуется.

- Часто складывается впечатление, что люди, которые создают сериалы, пишут сценарии, не имеют никакого представления, как выглядит провинция, что там происходит и чем простой народ живет...

- Совершенно верно. Что меня бесило в Москве всегда, - так это что люди живут в пределах Садового кольца. Многие считают, что если ты в Москве, то ты крут сам по себе. Раздражает абсолютное незнание географии. Я встречаю людей, у которых есть две точки на карте - Москва и Турция, где он отдыхает, а Уральские горы могут легко находиться где-нибудь в районе Владивостока. Действительно, есть Россия и есть Москва...

- И все-таки в сериале "Любовь как любовь" создатели максимально реалистично решили показывать жизнь...

- Да, например, специально даже нанимали поваров. Герои сидят едят, на столе не бутафория: если это суп - это настоящий суп, который на площадку приносит специальная тетенька. Если это теплица - это теплица, там выращивают рассаду. Если садят картошку - значит, садят картошку по-настоящему. Этот натурализм приходится сохранять в условиях павильона. Классно, конечно, работают операторы и художники по свету. Допустим, открывается окно на балкон, тряпками раскачиваем белье. Если березка листочками шелестит - сами листочками шелестим. Но свет выставлен потрясающе и создается полная иллюзия того, что все происходит на улице. Все громы и молнии по сценарию четко выписываются. Так, у нас шел дождь, герой зашел мокрый, затем за окном сверкает и грохочет, с одежды капает. Очень важно следить: если пришел герой с поля грязный, вспотевший, чтобы и дальше он был в кадре грязный и вспотевший.

- Вы за этим следите?

- Я выстраиваю последовательность, а каждый департамент должен проверить, успевает ли он при таком раскладе высушить актера, выстроить новый сет (декорации) к нужному времени. Поэтому когда по сценарию возникают какие-то новые нежилые объекты: любой поход к зубному врачу, в кабинет судьи, что-нибудь внезапное - постановочный департамент ломает себе голову, из чего это построить. Потому что деньги экономят все, декорации - удовольствие дорогое, говорят так: а что если мы эти стеночки перетащим к себе ненадолго, поставим за ночь, свет повесим, потом вам вернем - то есть декорации кочуют из сериала в сериал. На моей памяти много раз было так, что рестораны из "Не родись красивой" были построены из "Адъютантов любви", из покоев Елизаветы или Александра. Кареты тоже бесконечно передекорируются. Сначала снимается: поехала карета Елизаветы, потом шторочки заменили, лошадей поменяли, стала это карета Александра. В кадре эти события происходят одновременно.

В сериале "Любовь как любовь" достаточно сложно еще в чем? Если у поляков выходило две серии в неделю с хронометражом 30 минут, то у нас выходит 5 серий, с понедельника по пятницу, и хронометраж 50 минут. И все это время нужно заполнять. Сцена, занимающая полторы минуты в эфире, снимается как минимум минут 40.

У нас есть понятие жесткий тайминг. Поскольку сериал - это большие деньги, выстраивают штрафы - за опоздание, за лишние действия и тому подобное, всем: от режиссера до младшего костюмера.

Мышеловка для фанатиков

- Что за люди работают в компании?

- На самом деле очень интересные. Случайных людей там по сути нет. Причем странно, часто встречаешь таких людей, которые, как я, пришли в кино совершенно окольными путями. Естественно, все фанатики - работать приходится в круглосуточном режиме... Очень много приезжих. На них Акопов делает ставку. Это такая своеобразная мышеловка: ты получаешь общение с актерами, интересную работу, плюс Москву, ВГИК. Но ты там и пашешь, извините.

 Есть два подразделения подбирающие кадры. Во-первых, люди, которые занимаются VIP-персоналом, - продюсерами, теми, что имеют имя в кино. Допустим, Зоя Кудря. Она писала сценарии к "Курсантам", "Солдатам". Но она очень дорогая женщина, чтобы ее заполучить, компании надо очень постараться. То же самое касается операторов уровня Осадчего. У нас в сериале работает Мельков. Он получил "Тэффи" за "Бедную Настю". Его компания продолжает держать - он как раз делает эту потрясающую картинку в условиях цейтнота.

Второе звено занимается персоналом среднего звена - теми, кто хочет и кто может. В основном это молодежь, которая пришла учиться и жаждет завоевать себе место под солнцем.

Вообще, достаточно грамотно продумана кадровая политика. Помимо ВГИКа, куда может поступить сотрудник компании и за два года получить полноценный диплом, там есть еще английский. Мы сотрудничаем с "Сони Пикчерс", и Акопов говорит: тот, кто не владеет английским языком, тот в моей компании работать не будет. На сервере постоянно лежит список - 250 лучших фильмов в истории мирового кинематографа. Ты должен обязательно их знать - кем бы ты ни был, постановщиком или дядей, который на горбушке все таскает: будь добр, если хочешь к чему-то стремиться, пожалуйста, изучай. В целом, если ты хочешь что-то получить от компании - ты получишь, если ты там просто так, отбыть номер - тебя потихонечку уйдут.

- А география работающих в АМЕДИА?

- Со всей России. Допустим, художник по гриму, с которой я работала, Ира Строкова, - чемпион мира по визажу, вообще первая из России. Для нее это было первое кино, когда ты в команде, когда у тебя посменно 15 гримеров и ты должен их организовать. Она из Алма-Аты. До этого работала с президентом Назарбаевым и его дочерьми.

Иркутянка Наташа Меркулова, мы уехали с ней вместе, закончила сценарные курсы АМЕДИА. Помимо того, что пишет сценарии - сейчас она завершила сериальный пакет "Пушкин" - работает с Эдуардом Сагалаевым, его ассистентом, снимает документальное кино "В чем счастье?". Ведет очень интересные съемки по всему миру - в Индии, в Мексике.

"Вы сейчас Маша, вот и будьте Машей!"

- С известными артистами часто встречаетесь?

- Лицом к лицу - вот так. Они периодически на меня наезжают: сколько можно, почему у меня всего 15 сцен? Мы превращаемся в большую семью. Представляете, сериал, как "Не родись красивой", снимается год. Эти люди каждый день видят одних и тех же людей. И все в замкнутом пространстве циркулируют, поэтому понятия "звезда" уже не остается - редко кому удается полностью сохранить дистанцию. Потом, ты знаешь, что ты придешь к костюмерам и если ты в них кинул сапогом, через 10 дней они в тебя тоже чем-нибудь кинут. Есть очень много способов мелкой мести актеру-звезде, который не желает с тобой считаться.

Очень закручивают гайки актерам продюсеры, решают штрафами проблемы дисциплины. У актрис часто встречается: "Я не выйду в этой прическе, она мне не идет!" И начинаются скандалы - это я не надену, это мне не идет. Объясняешь: "Вы сейчас не актриса, а персонаж. Вы - Маша, поэтому будьте Машей". В актерском договоре все эти капризы оговорены, вплоть до того, что вы должны приходить на работу с помытой головой.

- Актеры всегда так заняты, особенно популярные. Как заполучить нужного актера в нужное время?

- Существуют актерские графики. Что это для меня? Я, допустим, смотрю, что актер такой-то должен прибыть на площадку в 16.00. Мне звонит ассистент из актерского департамента и говорит, извини, у него заканчивается репетиция в театре только в 15.45. И тут уже начинается: ты звонишь и пытаешься как-то актера подвинуть, спрашиваешь, а нельзя ли репетицию перенести и так далее. Либо он соглашается, либо нет. Хотя пообещал неделю назад, что сможет. Или когда ты составляешь вызывной, он вдруг говорит, ой, у меня у жены юбилей... Тут приходится жестко продавливать, потому что это большие деньги, это смена, которая под тебя подбиралась - тут уже подключаются продюсеры.

Вообще, актеры - это люди. Перестаешь относиться к ним как к звездам. Кого-то ты уважаешь, кого-то приходиться уважать в силу работы. Кого-то ты уважаешь как актера, а как человека нет, потому что видишь все его финты. На личности переходить не буду. Просто бывали у нас такие случаи, когда товарищи сапогами кидались в костюмеров, матерились. Бывало, водой отливали, потому что человек на съемки приезжал никакой. Когда его режиссер ставит к стенке и говорит, мне твое лицо нужно, хотя бы лицо!

Мне интересно общаться с теми, кто еще на каких-нибудь других проектах работал. С Никоненко, например, потому что он сам и режиссер, и сценарии писал, и актер, его мнение о чем-то интересно спросить.

Создать свою сказку

- Не кружилась голова от того, что вокруг одни знаменитости?

- На самом деле моя работа - это рутина, как и любая другая профессия. Месяца через два у тебя пропадает ощущение чего-то запредельного. Ты понимаешь, что это просто такая же работа, как вокзал, аэропорт, какое-то расписание бесконечное, поэтому начинаешь искать для себя смежные области, уходить в них. Я для себя поставила ориентир - это все-таки большое кино, авторские проекты. Работу в "АМЕДИА" я воспринимаю как хорошую управленческую школу. Но главное - там не завязнуть, все это беготня, от которой нужно вовремя отстраниться, вовремя отойти, думать о высоком искусстве.

- Катя, очень хочется стать продюсером?

- Ну а тогда зачем? Получается, что это самое интересное. Что ты можешь создавать свою историю. Пусть она привязана к какой-то кальке, которую уже где-то сняли. Но ты что-то решаешь. И это все-таки твоя сказка.

Загрузка...