ОРУД — ГАИ — ГИБДД

История автоинспекции в Иркутской области

Окончание. Начало в № 28, 29

Отдел пропаганды

Проводить агитационно-массовую работу среди населения Госавтоинспекция начала еще в 1939 году. Почти 30 лет пропагандистской деятельностью занимались немногочисленные инспекторы, параллельно выполнявшие еще и другую работу. И лишь в начале 70-х годов в отделе ГАИ была создана отдельная группа агитации и пропаганды.

В 1974 году на должность старшего госавтоинспектора по агитации и пропаганде был назначен Андрей Дмитриевич Киселев, а инспектором по агитации и пропаганде стала молодая симпатичная девушка, Ольга Степановна Конина. Вдвоем они развернули активную деятельность. На областном телевидении в программе "Приангарье" по понедельникам начали выходить новости с информацией о ДТП за неделю. Сначала это были выступления на 3—5 минут, позднее они выросли в ежемесячную получасовую передачу "Человек. Дорога. Автомобиль". По утрам на Иркутском радио транслировалась "Страничка ГАИ".

"Соблюдайте правила дорожного движения!"

В 1975 году появился первый агитавтобус. На нем сотрудники группы пропаганды ежедневно объезжали центральные улицы Иркутска и в рупор призывали водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. Два года спустя в области стало уже целых пять пропагандистов.

— Мы устраивали всевозможные детские конкурсы на лучший рисунок или плакат, потом эти плакаты в типографии печатались массовым тиражом и рассылались по области, — вспоминает Андрей Дмитриевич Киселев. — Из этих же плакатов изготавливались большие панно и устанавливались на дорогах области.

Интересно, что профилактические лекции и беседы инспектора проводили не только на автомобильных предприятиях, но и в самых различных организациях, потому что все так или иначе были участниками дорожного движения — или пешеходами, или водителями-частниками.

В 1976 году в Каунасе прошло Всесоюзное совещание по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, после которого Министерство народного образования ввело в сетку школьных предметов десять часов изучения ПДД. Во всех школах страны организовали отряды юных инспекторов движения, стали проводить слеты ЮИД в масштабах районов, городов, областей, РСФСР и всего Союза. Кстати, по статистике, в стране вскоре снизилось общее количество ДТП и детей под колеса автомобилей стало попадать намного меньше.

Автоград для малышей

Для практических занятий с детьми по правилам дорожного движения по всей стране стали строить детские автогородки. Решили построить такой и в Иркутске.

— Нашли типовой проект и стали просить тогдашнего мэра города, Николая Францевича Салацкого, изыскать возможность и выделить место и деньги, — рассказывает Андрей Киселев. — Место нашлось на острове Юность, а вот денег не было. И я как на работу стал ходить к Салацкому через день — через два, и просить денег на строительство. Как раз в то время шло строительство мемориала "Вечный огонь". И вот после окончания строительства Салацкий назначил совещание и пригласил на него всех руководителей крупных организаций и предприятий города. На этом совещании нам удалось выдавить обещание руководителей изыскать возможность и направить некоторые суммы для строительства детского автогородка из своих бюджетов.

Вскоре автогородок построили и на нем начались занятия с иркутскими школьниками. Чтобы доставить детей на занятия, предприятия города выделяли автобусы, их сопровождали патрульные автомобили ГАИ. Занималась с ребятишками молодой инспектор по агитации и пропаганде Марина Лазарева. Движение в автогородке регулировалось светофорами, была нанесена разметка и установлено много дорожных знаков. Ребята называли его Автоградом.

Инспекторы отдела пропаганды привезли в автогородок списанный самолет Ил-14, в котором хотели организовать демонстрацию детских фильмов по безопасности дорожного движения, но к тому времени Салацкий уже ушел на пенсию, а у нового руководства на охрану и обслуживание автогородка денег не нашлось. Автоград прекратил свое существование в начале 90-х годов.

Областному слету ЮИД — 30 лет

Первый областной слет ЮИД прошел в 1976-м, и с тех пор он стал ежегодным. В то время ребята соревновались в конкурсах агитбригад, капитанов команд, регулировщиков, санитаров, сдавали экзамены по ПДД, демонстрировали искусство вождения велосипеда. Торжественно проходило открытие слетов: в сопровождении оркестра ряды мальчишек и девчонок в нарядной форме шли парадом по городу под восхищенные взгляды иркутян. Слеты проводились при поддержке обкома ВЛКСМ, ВДОАМ, облоно, Красного Креста.

В первых двух слетах побеждала команда Куйбышевского района города Иркутска. На третьем лидером стала команда из города Вихоревки Братского района. Победители направлялись на всесоюзные слеты, ездили в знаменитые пионерские лагеря "Артек" и "Орленок".

В 70-х годах в области было около 150 отрядов ЮИД, а уже к середине 80-х годов — более 800. В то время юидовцы регулировали дорожное движение на улицах города, пропагандировали правила дорожного движения, задерживали нарушителей и обучали правилам малышей. Сегодня в регионе существует около 700 отрядов ЮИД, в которых занимается более 4 тысяч школьников.

"Я, ты и ГАИ"

Инспектора-пропагандисты работали только в крупных городах области — Братске, Ангарске, Шелехове. В те времена выпускалось очень много печатной агитационной продукции — листовки, до 150 наименований буклетов, методические пособия по предупреждению детского травматизма. Ежегодно определялась лучшая по уровню профилактики ДТП автобаза.

"Агитаторы" готовили для областного радио передачи "Зеленый огонек", "Красный, желтый, зеленый", рубрику для "Восточно-Сибирской правды" "Наш пост ГАИ". В распоряжении пропагандистов имелись только простенькие фотоаппараты и тяжеленные магнитофоны "Репортер-5", для съемок специально заказывали оператора с телевидения.

В мае 1994 года на областном телевидении начинает выходить 10-минутная телепередача Госавтоинспекции "Я, ты и ГАИ". В программе устраивались конкурсы по знанию ПДД, победителей награждали. Стараниями руководства ГАИ призы для победителей были солидными: телевизоры, магнитолы и даже японский холодильник. После каждого выпуска программы в адрес отделения пропаганды приходило множество писем от телезрителей. Когда телепрограмма вошла в силу и потребовался регулярный приток свежих материалов из районов области, для сотрудников пропаганды был организован семинар с посещением телерадиокомпании.

В 1996 году в Иркутске состоялся 2-й Всероссийский конкурс телерадиосюжетов по безопасности дорожного движения. Тогда в качестве анонса мероприятия был прокручен музыкальный видеоклип ГАИ "Дорожный патруль". Слова и музыку прислали с ГУ ГАИ РФ, видеоряд был нашим. После этого во Всероссийский конкурс впервые вошла номинация "Видеоклип о ГАИ" — и в 2001 и 2002 годах музыкальные клипы о Госавтоинспекции Иркутской области занимали призовые места.

В 2002 году почти в каждом районе Иркутской области были введены должности инспекторов пропаганды. С приходом новых технологий работать им стало намного легче, чем предшественникам: в распоряжении инспекторов — цифровые видеокамеры и фотоаппараты.

Спецрота оперативного реагирования

Эскортный взвод, или, как его еще называли, взвод сопровождения, был создан еще в 60-х годах, но на постоянной основе оформился в 1976-м. Главной задачей взвода стало сопровождение правительственных делегаций и высоких гостей области, часто посещавших Иркутск.

Первым командиром эскортного взвода назначили Валерия Петровича Киселева, команду из 28 человек сформировали из лучших сотрудников ГАИ. Тогда они располагали тремя "Волгами", двумя "Жигулями" первой модели и четырнадцатью мотоциклами "Урал".

Ветеранам спецвзвода приходилось сопровождать Леонида Брежнева, Индиру и Раджива Ганди, Фиделя Кастро, Гельмута Коля, знаменитых артистов и космонавтов.

Например, когда к нам приезжал Гельмут Коль, эскорт сопровождал его в Листвянку. Впереди колонны шла сигнальная машина. Экипаж этого автомобиля иногда называют смертниками: они обязаны любой ценой обеспечить свободный проезд колонны, в которой порою следуют настолько важные персоны, что даже и о самом их приезде никто не должен знать. Через каждый километр обязательный доклад по рации о дорожной обстановке, скорость — 120 км/ч. И вдруг на трассе появляется неизвестно откуда взявшийся встречный "Запорожец"... Колонна несется на большой скорости, остановить ее просто невозможно. За считанные секунды инспектора сигнальной машины выволокли из-за руля пьяного водителя и, протаранив малолитражку, столкнули ее в кювет. За этот случай инспекторов поощрили денежными премиями, а нарушителя, которому, возможно, милиционеры спасли жизнь, временно лишили права управления транспортом.

Вспоминает ветеран спецроты Алексей Иннокентьевич Слободчиков:

— Самое трудное при сопровождении — держать на мотоциклах строй под дождем на скользкой дороге. Расстояние между мотоциклами — ровно один метр, и нарушить его нельзя ни при каких условиях. В 80-х годах именно в такую погоду пришлось сопровождать в аэропорт главу Японии. Приехав на место, он вышел из лимузина, с восхищением пожал всем руки и вручил каждому мотоциклисту небольшой подарок.

На месте бывшей кочегарки

В 1989 году командиром спецвзвода назначают Дмитрия Кирсановича Коновалова. Через три года на базе эскортного взвода сформировали отдельную роту ДПС при УВД Иркутской области. Коновалову самому пришлось искать помещение для дислокации подразделения, наконец он нашел заброшенную кочегарку на улице Чайковского. Пришлось много побегать по разным кабинетам, да и жители ближайших домов поначалу были не в восторге от предполагаемого соседства. Раньше этот район старых двухэтажных застроек славился своей криминальной обстановкой — Коновалов сам ходил по квартирам и уговаривал обывателей. После переезда сотрудников милиции местные алкаши и хулиганы как-то поутихли, быстро успокоились — вот тогда жители и оценили по достоинству новых соседей.

Начали строительство здания для спецроты. Своими силами построили теплый гараж на 20 автомашин, обустроили палисадник, посадили елочки, позже над гаражом построили административное здание. Ветераны со смехом вспоминают время, когда дежурным приходилось готовить обед во дворе на костре.

Сотрудники других отделов стремились попасть в спецроту, но требования к подбору личного состава в ней были очень жесткими: стаж работы в ГАИ не менее пяти лет и водительский не менее десяти.

Приказом начальника УВД Иркутской области от 4 июня 1992 года объявлено о создании подразделения "Отдельная рота дорожно-патрульной службы при УВД Иркутской области", 5 октября 2004 года рота реорганизована в специализированную роту оперативного реагирования ДПС ГИБДД при ГУВД Иркутской области.

Строевое подразделение СР ДПС ГИБДД ОР является структурным подразделением ГИБДД и входит в состав милиции общественной безопасности. Личный состав роты участвовал в сопровождении президента СССР Горбачева, президентов России Ельцина и Путина, канцлера Германии Гельмута Коля.

Сотрудники роты обеспечивают безопасность дорожного движения при сопровождении организованных колон с детьми, военных колонн стратегического назначения, крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. Поскольку спецрота сопровождает первых лиц государства и других высоких гостей, ее автопарк постоянно обновляется. Сейчас для сопровождения используются автомобили марок "Мерседес", "Тойота-Камри", "Форд".

Загрузка...