Записки мигранта

Эмиграция — это когда человек уезжает из страны. Если он в нее приезжает, то это иммиграция. А если он переезжает из одного региона в другой, то это просто миграция. Но, как бы это ни называлось, перемена места жительства — дело непростое. Тому, кто на него решился, приходится испытать множество эмоций, из которых только одна положительная — когда все более-менее благополучно закончилось. Такие события остаются в памяти на всю жизнь. И что характерно — не в строгой хронологической последовательности, а пятнами наиболее ярких переживаний и эмоций.

Четыре доски

Проблема первая — отправка к новому месту жительства домашнего скарба. Самый простой и надежный способ - железнодорожный, обычным пяти — или трехтонным контейнером. Здесь пришлось столкнуться с некоторыми удивительными вещами.

К примеру, оказалось, что контейнерная площадка в Иркутске расположена практически за городом, в 20 с лишним километрах от центра. Добираться туда общественным транспортом долго и неудобно — впрочем, как и уехать обратно. Заказать контейнер в каком-нибудь агентстве в центре города невозможно: таковых просто нет. Хочешь не хочешь, а поезжай на Батарейную.

Все подробности узнаются на месте. Там, к примеру, я узнал, что мой контейнер не примут, если груз в нем не будет особым образом закреплен.

— У вас должно быть четыре доски толщиной 4 сантиметра и длиной 2,5 метра, — сказала женщина в приемным окошке.

— А где их взять? — наивно поинтересовался я.

— Это проблемы отправителя. То есть ваши. Без досок у вас груз не примут, - отрезала дама.

Делать нечего, пришлось искать, покупать и везти домой громоздкие, в некоторых местах жутко смолистые сосновые плахи. Вместе с доставкой эта "нечаянная радость" вылилась в 800 рублей. Естественно, незапланированных и совсем не лишних. Не говоря о потраченном на поиски времени...

Когда пришел контейнер, оказалось, что с таким трудом добытые доски на 40 сантиметров длиннее, чем нужно. Пришлось носиться по соседям в поисках ножовки: у водителя контейнеровоза такого инструмента с собой почему-то не оказалось.

Еще одна неожиданная сторона дела — погода. При сильном ветре подъемный кран не работает, не положено по нормам безопасности. В этом случае, если, к примеру, воспользоваться своим транспортом, придется ждать, пока утихнет ветер.

Бесплатная медицина

В Иркутске, как известно, неработающих пенсионеров страхует компания "Капитал". Перед отъездом мои родители решили поинтересоваться, как быть со страховкой, и направились в означенную организацию.

Там у них забрали полисы и сказали:

— Застрахуетесь на новом месте, после того как там пропишетесь.

— А как быть до получения новой прописки?

— Экстренную помощь вам в любом случае окажут бесплатно. А насчет всего остального — ну, сориентируйтесь сами!

Слава Богу, экстренная помощь не понадобилась, а в остальном — проскочили. Любопытно, что на новом месте родителям выдали пожизненные страховые полисы, которые не нужно ежегодно обновлять и перерегистрировать, как это было в Иркутске при переводе неработающего населения сначала в компанию "МАСКи", затем — в "Капитал". Кроме того, с новыми страховыми документами можно спокойно путешествовать — они действительны по всей стране.

Шоковая терапия гражданской авиации

Бьет наповал новая система досмотра в аэропортах. Если в Иркутске пассажиров обязывают разуваться и снимать верхнюю одежду, то в московском Домодедово их еще и ощупывают специально поставленные сотрудники, вернее сотрудницы, аэропорта. Возмущаться бесполезно: таковы правила. Не нравится - не летай. Каждый пассажир получает пару пластмассовых тазиков: один для обуви, другой для одежды. Нельзя оставлять при себе кошельки, телефоны, часы, брючные ремни и прочие железки.

Неприятно видеть, как грузные дядьки неуклюже шлепают в носках по контрольной дорожке, пытаясь удержать громоздкие тазы и одновременно ловить штаны, бесстыдно сползающие до колен.

Вещи, обувь и одежда уплывают по транспортеру в проверочную камеру. Тем временем прошедшего через рамку металлодетектора человека тут же ставят в позу пойманного милицией наркодилера. Мужчина или женщина, рядовой клерк или известная на всю область врач — все одинаково послушно раздвигают руки и ноги, пока контролерша деловито ощупывает тело от ушей до пяток. Затем почти каждого ждет беседа с работником, проверяющим вещи и ручную кладь.

— А это у вас что? Фонарик? Достаньте. Разбирайте, покажите батарейку. Включите. А что это, на соты похоже? Мед? Странно. Показывайте!

Естественно, те, кто впервые столкнулся с таким унизительным досмотром, пребывают в трансе. Люди краснеют, бледнеют, покрываются пятнами.

— Это что ж, если очередной террорист провезет бомбу в желудке, всех заставят гастроскоп глотать?! — возмущается средних лет мужчина, придерживая рукой непокорные брюки.

— И будете глотать! — равнодушно отвечает контролерша, ощупывая очередного пассажира.

Тот пытается острить:

— Мужчины — к проктологу, женщины — к гинекологу!

— Молодой человек, персонально для вас — можно. Легко! Вон там.

Молодой человек мгновенно теряет дар речи. Вместе с только что проявленным чувством юмора.

Исцарапанную наждаком досмотра психику тонко полируют аэропортовские цены... Граждане пассажиры! Все, что можно сделать до вылета, нужно делать до вылета! Иначе придется платить. Дорого. Упаковка одного места багажа, к примеру, обойдется в 200 рублей. Это за десяток оборотов полиэтиленовой пленкой вокруг вашей сумки! Для сравнения: рулон такой же точно пленки в любом хозяйственном магазине стоит 30 рублей, его хватит по меньшей мере на три подобные упаковки. Любые товары в дорогу тоже лучше приобретать заблаговременно, если не хочешь переплачивать в полтора-два раза.

Цены на авиабилеты — разговор отдельный. Российские авиакомпании расчет этих самых цен почему-то ведут в долларовом эквиваленте. И курс назначают свой. Так, авиакомпания "Сибирь" на билетах пишет: 1 долл. = 32,50 руб. Центробанк отдыхает! Билет до Иркутска стоит в среднем 12 тысяч рублей. Или примерно 370 долларов по курсу авиакомпании. Но если считать по курсу Центробанка, то получится около 450 долларов. То есть только на разнице в курсах валют "Сибирь" имеет порядка 70-80 долларов с человека. Или примерно 16 тысяч долларов с рейса!

Короче, спокойнее ехать поездом. Там пока еще не додумались ощупывать пассажиров. Однако если подсчитать цену вопроса, то с накладными расходами поездка до Москвы в купе обойдется не намного дешевле авиаперелета...

Загрузка...