Наш свист — лучший в России

На родине дымковской игрушки мастера из Тальцов заняли призовое место

Киров, то бишь Вятку, можно назвать святым местом для всех мастеров глиняной игрушки России. Иркутяне, авторы тальцинской игрушки, давно мечтали побывать там. Случай представился этим летом: Киров пригласил на всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки. Третий год умельцы всей России съезжаются на свой фестиваль: два раза в Москву, а теперь вятская земля позвала.

Наши попали на этот праздник впервые, сразу получили третье место за игрушки и первое место в соревновании свистунов. Иркутск представляла артель "Тальцинская керамика": семья Голендеевых, Марина и Андрей, и семья Таволжанских, Елена и Игорь. На три июньских дня более 80 мастеров привезли свои игрушки на суд компетентного жюри. Кроме авторской и традиционной дымковской игрушки Кирова были куклы в историческом костюме из Казани, венецианские маски из Коврова, деревянные архаичные игрушки из Вологодской области, мукосолы, игрушки из льна, бисера, бересты, соломки, можжевельника, вязаные... Неизвестно, каким образом жюри удалось выбрать из этого разнообразия лучших и вручить им дипломы. Первой стала мастерица из Апатитов с валяной игрушкой в виде дерева с птицами и фруктами, а наши хоть и третьи, но первые из глиняных. Ну не удивительно ли это — вблизи Дымково с его четырехсотлетней традицией?

Возникновение дымковского промысла связано с трагическим событием в истории России. По преданию, к весеннему поминовению жителей Хлынова (Вятки) и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, когда "своя своих не познаша", лепило население заречной слободы Дымково глиняные свистульки: коней, баранов, козлов, уточек... Три дня жители Вятки от мала до велика свистели в нарядные свистульки, и эти дни назывались "свистопляска". Четыреста лет свистели, а наши сибиряки у них по свисту выиграли!

Говорит Андрей Голендеев:

— Вятская глина бедная, оттого застывает быстро: тонкие стенки игрушке не сделаешь, а для звонкости свистульки это важно. У нас глина жирная, из нее тончайшие свистульки выходят. Дымковская игрушка свистит глухо, а наша байкальская — звонко да задорно.

Нерпы всех пересвистели

Соревнования устраивались перед началом большой ярмарки в центре Кирова, где мастера предложили работы горожанам. Участники (кроме сибиряков и вятичей) из Омска, Чувашии, Архангельска, вышли на сцену и начали свои свистопляски. По словам наших мастеров, в основном прозвучали традиционно высокие свисты, а иркутян слушатели сразу выделили, поскольку только у них кроме традиционного высокого звука, который издавал маленький соболек, прозвучали низкий голос глиняной шаманки и двойная песня мамы-нерпы с бельком. Такой ансамбль оказался на фестивале единственным. Многим наши нерпочки понравились, они хорошо на ярмарке разошлись, на них иркутские мастера выменяли себе по традиции не одну игрушку на память: конечно, дымковского индюка, а еще Полкана с русалкой, деревянную машинку, глазурованного козлика...

Кое-какие игрушки вернулись на родину, не найдя хозяев на вятской земле. Мастера шутят: "10 тысяч километров проехали, теперь раритеты!"

72 часа на знакомство с древностью

Три дня на вятской земле — это крайне мало для знакомства с древней, богатой традициями землей. Наши артельщики еще и научные сотрудники музея "Тальцы", потому историей и этнографией интересуются не праздно. Одним из самых ценных событий фестиваля называют керамисты посещение мастер-классов по изготовлению традиционной дымки. Особенность народной игрушки в том, что умельцы не скрывают секретов ее изготовления — напротив, открываются они всем пытливым желающим. Для наших мастеров были здесь и открытия: к примеру, вятская игрушка лепится не из цельного куска глины, как наша, а соединяется по частям. Были и удивительные совпадения: накол свистульки (одна из сложнейших операций в ее изготовлении), практическим путем найденный иркутянами, полностью совпал с исторически сложившейся традицией дымковской свистульки. И по итогам работы наши мастерицы вполне могли бы претендовать на место мастера дымковского промысла, а это совсем не простое занятие и в прежние времена довольно прибыльное. Казалось бы, на фоне бурного развития технической игрушки рукотворные должны были исчезнуть, но интерес к народным промыслам говорит об обратном. Дорого человеку сотворенное живыми теплыми руками, не желает он расставаться с бабушкиным сундуком и не только бережно перебирает все в нем хранящееся, но и добавляет свое, развивает игрушку на свой манер, приноравливает ко времени.

* * *

Тальцинская артель за 13 лет существования сумела создать промысел глиняной игрушки, который оказался ничуть не хуже 400-летнего промысла Дымково. Фестиваль подтвердил, что древняя традиция — это не только догма, что ее полезно догонять и можно перегнать в разных гранях мастерства, но на нее всегда можно опереться и найти в ней новое вдохновение.

Метки:
baikalpress_id:  32 811
Загрузка...