ОРУД — ГАИ — ГИБДД

История автоинспекции в Иркутской области

Первый уполномоченный

Первым уполномоченным Госавтоинспекции по Восточно-Сибирскому краю стал Василий Георгиевич Тимофеев. С автомобилями он был знаком хорошо — работал шофером, автомехаником, учился в Ленинградском автоинституте. После учебы пришел на работу в Крайдортранс. В январе 1935 года Василия Георгиевича, занимавшего тогда должность начальника автоотдела Дортранса, назначили уполномоченным Госавтоинспекции. Некоторое время он совмещал сразу две должности.

Среди архивных документов сохранился запрос в крайком ВКП(б) Восточно-Сибирского края с грифом "Не подлежит разглашению", подписанный заместителем начальника ЦУДОРТРАНСа Лифшицем: "Исполняющий теперь обязанности Уполномоченного Государственной Автомобильной Инспекции по Вашему краю тов. Тимофеев Василий Георгиевич, чл. союза с 1928 г., по совместительству работает Нач-ком Авто-Отдела Дортранса.

Учитывая обязанности, возложенные на автоинспекторов Постановлением Совнаркома Союза от 23/УП-35 г., мы считаем такое совместительство вредным.

Предполагаем утвердить тов. Тимофеева в должности Уполномоченного Госавтоинспекции, освободив его от работы по совместительству в Авто-Отделе Дортранса.

Просьба сообщить, не встречается ли с Вашей стороны этому препятствий. В случае неполучения от Вас ответа до 20 сентября с/г. мы будем считать, что против кандидатуры тов. Тимофеева Вы не возражаете".

В ноябре Василия Георгиевича на должность уполномоченного ГАИ утвердили.

ДПС — от "Фары" до "Потока"

Отдел ДПС и розыска был создан в составе УГАИ УВД в 1987 году, для того чтобы координировать работу всех подразделений ГАИ области по надзору за движением и розыску угнанного транспорта. Начальником отдела назначили Владимира Викторовича Ковалева.

До этого вопросами организации работы дорожно-патрульной службы занимались сотрудники отдела ГАИ УВД области. Основная масса инспекторов ДПС (ИДПС) области находилась не в строевых подразделениях, а в составе ГАИ ГорОВД, часто занимаясь делами, далекими от непосредственной работы на линии.

Слабым было и техническое оснащение ДПС. На 8—10 инспекторов приходился один патрульный автомобиль. На линии применялись скоростемеры типа "Фара", позволяющие работать только "с автомобиля", причем скорость движения автомобиля-нарушителя прибором не фиксировалась.

Инспекторы ДПС, несшие службу в пешем порядке, имели на вооружении приборы для измерения скорости. Прибор представлял собой обычный секундомер, имевший шкалу со значениями скорости. Эти значения определялись по времени прохождения транспортом мерного участка дороги длиной 100 метров. Участок вымеряли заранее и обозначали с помощью краски на дороге, вешек на обочине и т. п. Прибор включался при въезде автомобиля на обозначенный участок и выключался при выезде. По шкале определялась скорость. Использовались также и спидометры автомобилей, на которых ИДПС несли службу (в т. ч. личных и привлеченных).

Доказательной базы практически не существовало. Однако сотрудники ГАИ считают, что водители в те времена относились к порядку на дорогах более ответственно и наказания за нарушение правил дорожного движения были на достаточно высоком уровне, что позволяло сдерживать уровень аварийности.

Водители со стажем хорошо помнят, что учет нарушений ПДД осуществлялся по талону предупреждений, что дисциплинировало психологически. А вот работа по розыску транспорта в процессе надзора за движением практически не велась. Списки автомобилей, находившихся в розыске, всего один раз в месяц направлялись ИЦ УВД в ГОРОВД, причем данные были неполными. ИДПС иcпользовала лишь информацию об угонах, полученную на разводе. Оперативно проверить принадлежность транспорта было невозможно — все данные хранились в ручной картотеке, об электронных базах данных тогда даже еще не мечтали. Чтобы проверить принадлежность автомобиля другого района области, приходилось по телефону связываться с РЭО ГАИ области, где можно было получить необходимую информацию — и то только в рабочее время.

Решение всех этих проблем легло на плечи созданного отдела ДПС ГАИ УВД.

На сегодняшний день отдел ДПС УГИБДД ГУВД ИО уже может похвастать современным техническим оснащением: в прошлом 2005 году приобретено два аппаратно-программных комплекса идентификации и видеофиксации транспортных средств по государственным регистрационным знакам "Поток" и 120 служебных автомашин. Кроме того, работает единая программа учета нарушений правил дорожного движения, позволяющая анализировать правоприменительную деятельность ГИБДД и выявлять находящихся в розыске за различные правонарушения людей.

Подотдел дорожного надзора

В 1970 году при управлении Госавтоинспекции УВД Иркутской области был создан подотдел дорожного надзора, и его сотрудники назывались инженерами. Первым руководителем назначили Владимира Михайловича Суркова, а всего в отделе работало шесть человек. В конце 70-х основной проблемой подотдела стало слабое развитие автодорожной сети. Хороших асфальтированных дорог практически не было, по федеральной трассе асфальт был уложен только до границы Черемховского района.

В то время для сотрудников подотдела обследование автодороги Иркутск — Тайшет было настоящим наказанием, почти пыткой. Еще одной большой проблемой подотдела был старый Ангарский мост, где транспортные пробки были постоянным явлением. С введением в эксплуатацию нового моста эта проблема исчезла, но тут же появилась новая — постоянные заторы на улице Розы Люксембург. Эту головную боль сняла только объездная ново-ленинская дорога, построенная в начале 90-х годов и забравшая на себя весь транзитный транспорт.

В разные годы отделы возглавляли Александр Григорьевич Юнчик, Валерий Илларионович Козловский, Виктор Михайлович Горбачев, Виктор Александрович Евсеев, Андрей Львович Беляев.

Звонок из обкома: "Светофоры неисправны!"

Вспоминает заместитель начальника отдела УГАДН по Иркутской области Виктор Александрович Евсеев:

— Эпоху 70-х годов прошлого века называли годами застоя. Никакого застоя в нашей работе не было. В стране начиналась массовая автомобилизация, построили Волжский автомобильный завод, из года в год росли перевозки автомобильным транспортом. Чтобы минимизировать последствия роста автопарка, в плановом порядке были приняты меры в разных направлениях, в том числе созданы при ГАИ подразделения по организации дорожного движения. Меня первым зачислили в штат такого отделения ГАИ Иркутской области. Вначале курировал внедрение технических средств. В это время промышленность начала выпускать новую аппаратуру управления светофорами, различные автоматизированные системы управления дорожным движением, системы видеонаблюдения, светящиеся дорожные знаки и знаки со светоотражающей пленкой, оборудование для машинной разметки проезжей части, в том числе и термопластиком. Всем этим пришлось заниматься.

Поначалу особенно много заморочек внедрялось в светофорном регулировании. Причем иногда доходило до анекдотичных ситуаций. Так, внедрили мы режим работы светофоров с миганием зеленого сигнала перед переключением его на желтый. Был такой уважаемый дежурный в дежурной части ГАИ, в годах. Встает на одном собрании и возмущенно говорит, что светофоры на перекрестке улиц Ленина и Свердлова длительное время неисправны: "Прежде чем переключиться, мигают, мигают и, только мигнув несколько раз, кое-как переключаются". Последние слова его потонули в гомерическом хохоте, так как большинство присутствующих уже знало о новом режиме переключения светофоров.

Не до смеха было, когда начали звонить из обкома КПСС, облисполкома и стали указывать на якобы неисправность светофора на перекрестке ул. Ленина и Карла Маркса: "В чем дело, почему не следите за состоянием светофорной сигнализации? Вот уже несколько дней светофоры на этом перекрестке неисправны. Одновременно загорается красный сигнал на всех четырех сторонах, беспричинно тормозите транспорт". Тогда только что внедрили пешеходную фазу, при которой создается возможность безопасного перехода перекрестков пешеходами. Преимущества такого режима регулирования быстро оценили как раз пешеходы и стали требовать его введения на других перекрестках.

Доработался я до того, что в 1977 году сделал на основе аппаратуры управления светофорами первую светодинамическую иллюминацию новогодней елки на площади им. Кирова. Резонанс был большой. Люди специально ездили посмотреть на елку. В администрацию города приходили письма с благодарностью от граждан за красивую елку, о чем мне лично говорил зам. мэра Н.В.Дашко. Мне даже была выписана премия в размере аж 25 рублей (стоимость трех бутылок водки). С небольшими изменениями иллюминация елки работает до настоящего времени — правда, конечно, на основе другой аппаратуры.

В 1970 году в области было всего около 10 светофоров и до 1000 дорожных знаков, а разметку наносили кистью и только в самом центре Иркутска. А к 1995 году водителям мигало уже около 150 светофоров, количество знаков увеличилось до 10 000.

Окончание в следующем номере.

Метки:
baikalpress_id:  32 735