ОРУД — ГАИ — ГИБДД

В канун 70-летия Государственной инспекции безопасности дорожного движения в Иркутской области вышла книга, посвященная юбилею. В ней рассказывается об истории создания и работе ГИБДД Иркутской области, о людях, которые несли свою службу в ГАИ еще во второй половине прошлого века, о тех, кто обеспечивал безопасность дорожного движения в последние десятилетия, о ее героях. Книга издана ограниченным тиражом. В свою очередь в рубрике "Энциклопедия Иркутской губернии" "Копейка" расскажет о самых интересных моментах истории ГИБДД России и нашей области..

На Руси еще во времена правления Ивана III, в XV веке, были известны общие правила пользования почтовыми трактами. Петр I издал прямое указание, запрещавшее ездить без возниц и на невзнузданных лошадях. В то время были часты случаи увечья горожан от экипажей и всадников. По свидетельству одного путешественника, "... народ этот до того упрям, что, встретившись, переломают скорее друг другу колеса, чем свернут с дороги, коли встречный седок не вельможа".

"Ездить смирно, ослушников ссылать на каторгу..."

В 1718 году в России создали полицию, и контроль за соблюдением правил движения в Санкт-Петербурге возложили на нее. Императрица Анна Иоанновна предписывала "... ездить... со всяким опасением и осторожностию, смирно, ослушников же бить кнутом и ссылать на каторгу".

Со временем правила дорожного движения все более детализировались. В распоряжениях администраций разных российских городов в конце XVIII века встречаются указания: "... Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждение не учинить или с кем не съехаться; ... на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро...".

В 1883 году издана "Инструкция городовым Московской полиции". Она вручалась каждому городовому, который обязан был всегда иметь ее при себе и руководствоваться ею в своих действиях.

"Исчезли городовые, погасли номерные фонари..."

В начале XX века количество автомобильного и гужевого транспорта на улицах крупных российских городов начало стремительно увеличиваться. Градоначальники вынуждены были ограничить скорость езды сначала до 12 верст в час, а в 1907 году — до 20.

В 1908 году "Московские ведомости" сообщили: "В Санкт-Петербургской полиции сделано следующее нововведение: чинам полиции на ... более бойких по движению улицах присвоены короткие белые трости для регулирования движения и безопасности пешеходов. Постовой городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд ... поднимает трость вверх по направлению останавливаемого движения. ...Этому же подчинены в Петербурге и вагоновожатые при электрическом трамвае, шоферы при автомобилях и велосипедисты".

В годы Первой мировой войны царское правительство начало закупать крупные партии автомашин за границей, но мероприятий по предупреждению ДТП не проводили. Милиционеры московской милиции пользовались "Правилами езды на автомобилях", изданными еще при Временном правительстве: "... на автомашины, как и на конные экипажи, повесить номера сзади и спереди, с наступлением сумерек должны быть зажжены спереди два ярких фонаря и сзади — один фонарь, освещающий номер автомобиля...".

Во второй половине 1917 года журнал "Автомобиль" пишет: "В тот момент, когда с углов улиц исчезли внушительные фигуры городовых, у всех автомобилей открылись глушители, погасли номерные фонари и частью исчезли даже самые номерные знаки. При этом скорость автомобилей, мотоциклов и грузовиков перешла за пределы благоразумия и в значительной степени на страницах газет увеличилась рубрика "автомобильных зверств...".

"Друг общественного порядка"

После Октябрьской революции были приняты первые нормативно-правовые акты по организации и безопасности уличного движения. Появилась рабочая милиция, и она должна была обеспечивать "порядок в местах общего пользования, а равно наблюдение за исправным состоянием дорог, мостов, гатей, улиц, площадей и прочее, а также надзор за порядком движения на них".

С 1918 года в охране правопорядка принимает участие и общественность. Созданы специальные организации под названием "Друг общественного порядка" (ДОП). В обязанности дружинника входило наблюдение за движением транспорта и пешеходов на улицах с интенсивным движением.

В декабре 1918 года была выпущена "Инструкция милиционерам Рабоче-Крестьянской милиции":

"Милиционер... обязан:

а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;

б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями... и др. категории рабочих с ручными тележками и санками, по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;

в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару..."

Первые требования к водителям

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)", подписанный Лениным 10 июня 1920 года, стал одним из первых нормативных документов, посвященных безопасности дорожного движения. Сюда вошли требования, предъявляемые к автомашинам: их регистрация, порядок пользования транспортом, номерные знаки, а также требования к водителям — наличие у них водительского удостоверения и путевых листов.

В августе 1921 года был издан приказ, согласно которому сотрудникам милиции предписывалось учиться не только политграмоте, арифметике и русскому языку, но и в обязательном порядке регулированию уличного движения. Годом позже вышла "Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом". Жезлы "длиной около 11 вершков, красного цвета с желтой рукояткой" вручили всем постовым.

В 1924 году Приказом Центрального административного управления № 8 от 16 января была объявлена "Инструкция волостному милиционеру", согласно которой он должен наблюдать, "... чтобы жители волости выполняли ... обязанности по поддержанию благоустройства в селениях, на дорогах и в других местах общего пользования; чтобы дороги общего пользования не перекапывались и не запахивались; плотины, гати, пристани, а также мосты и переправы через реки и другие водные пространства находились в полной исправности, а зимние дороги, не проходящие через леса, были обозначены вехами". Волостной милиционер обязан был воспрещать чрезмерно быструю езду по улицам селений, не допускать перехода или переезда через реку, иное водное пространство при недостаточно крепком льде...

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 года областным губернским исполкомам было дано право поручать сотрудникам милиции, на которых возложен надзор за дорожным движением, взыскивать штраф на месте за нарушение ПДД.

От ОРУДа до ГАИ

Несмотря на все указы и декреты, количество ДТП увеличивалось. Возникла необходимость создания специализированной службы, и в ноябре 1925 года Президиум Моссовета образовал в составе своего коммунального хозяйства отдел по регулированию уличного движения.

В 1928 году в штат Московской городской милиции впервые была включена должность инспектора по регулированию уличного движения, а уже в мае 1931 года при управлении рабоче-крестьянской милиции г. Москвы был образован полноценный отряд регулирования уличного движения — ОРУД. При ОРУДе была образована инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.

Первые светофоры — мачтовый и висячий — появились в 1932 году в Москве на пересечении улиц Петровки и Неглинной с Кузнецким мостом.

"Правила движения автомобильного транспорта на дорогах СССР" утверждены в мае 1933 года, а в июле появился общесоюзный стандарт "Знаки дорожные для регулирования и безопасности автогужевого движения".

Для решительной борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту во всех ведомствах и организациях Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 5 ноября 1934 года принял решение "организовать при ЦУДОРТРАНСе Государственную автомобильную инспекцию, имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях, а также в районах со значительным количеством автомашин".

Не прошло и года, как потребовалось расширение прав Госавтоинспекции. Поэтому 3 марта 1936 года Госавтоинспекция была включена в состав Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, а 3 июля 1936 года СНК СССР принял Постановление "Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Эта дата и стала днем рождения Госавтоинспекции.

Позже приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 году во все города страны были разосланы типовые правила уличного движения.

Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали ее участниками, а оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, помогал восстанавливать технику, готовить водителей для фронта.

В первые послевоенные годы из армии в народное хозяйство вернулось большое количество автомобилей и мотоциклов. Дороги же по большей части были разбиты. Тогда работники ГАИ начали разрабатывать схемы установки светофоров, дорожных знаков и указателей, будок регулировщиков, нанесения линий дорожной разметки.

С 50-х годов выпуск отечественных машин превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. В следующее десятилетие Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей — и количество ДТП на дорогах страны резко возросло. Тогда и произошли изменения в организации и деятельности ГАИ: образованы строевые подразделения ДПС, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра и т. д. Сотрудники ГАИ стали применять радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, на месте ДТП велась стереосъемка.

В начале 1990-х количество автомобилей снова резко выросло. На дорогах страны появились стационарные посты, укрупнялись подразделения ДПС. За нарушение правил дорожного движения стали применяться более жесткие меры административного воздействия. Кроме того, была создана федеральная компьютерная система учета информации о похищенных транспортных средствах, введены более защищенные от подделки бланки водительских и регистрационных документов. Во многом благодаря этим мерам удалось добиться последовательного снижения числа дорожно-транспортных происшествий и краж транспортных средств на территории России.

В 1998 году президент России Борис Ельцин своим указом переименовал Государственную автоинспекцию (ГАИ) в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Владимир Путин назвал эту аббревиатуру трудно выговариваемой и в 2002 году вернул службе старое название. Впрочем, во избежание лишних трат на переименование Госавтоинспекция до недавнего времени называлась и ГАИ, и ГИБДД.

Загрузка...