Немецкие гаишники не берут взяток вином

Участники международного автопробега Гамбург — Шанхай рассказывают о своем экстремальном путешествии

90 человек из нескольких стран мира отправились в нелегкое, но интересное путешествие еще 29 мая. Участники автопробега — люди добродушные и открытые. Они с удовольствием согласились встретиться с корреспондентом "Копейки". Вот тут-то автору и пригодилось знание немецкого языка: из трех собеседников только чешка Радка Янецкова знала русский.

Участники международного автопробега Гамбург — Шанхай добрались до Иркутска. Остановка хоть и была запланирована, но стала скорее вынужденной: две машины получили серьезные повреждения, потребовалось вмешательство квалифицированных мастеров. Впрочем, удивляться нечему — российских дорог ни один автомобиль без ремонта не выдержит, а в автопробеге участвуют только раритеты — "Мерседесы", "Форды", "Ягуары", возраст которых не менее 30 лет. Всего 40 машин и 5 специальных, сопровождающих.


99 лет назад, в 1907-м, мир удивлялся смельчакам, рискнувшим отправиться на автомобилях из Пекина в Париж. Век спустя подобные ралли вызывают если не удивление, то уважение точно. Автопробег Гамбург — Шанхай в основном повторяет подвиг первопроходцев, только маршрут проходит в обратном направлении. Кроме того, ралли посвящено еще двум датам: 20-летию партнерских отношений между Гамбургом и Шанхаем и 50-летию отношений между Гамбургом и Санкт-Петербургом.

Об участниках и автомобилях

— Идея провести такое ралли родилась давно, и об этом написали в газетах, — рассказывает Ульрих Яшек. — Участвовать могли все желающие, одно условие — автомобиль должен быть не моложе 1979 года выпуска. Потом проверяли, способны ли машины вынести такое долгое путешествие и хорошо ли водит автомобиль его хозяин. У нескольких авто пришлось заменить моторы на новые.

— До объявления в газете участники ралли не были знакомы, но это очень интересно, — считает Радка Янецкова. — И молодежь, и пожилые люди, пенсионеры, все — искатели приключений. Самому старшему участнику ралли 73 года. Состав многонациональный — голландцы, бразильцы, немецкие поляки, немцы, баварцы.

— А где вы нашли столько старых авто?

— У нас многие имеют раритетные машины — либо большая семья, либо это просто хобби.

— В дороге часто случаются поломки?

— Скажем так, все было в пределах нормы, но вот начиная с Новосибирска дороги становились все экстремальнее и экстремальнее, — говорит Ульрих Яшек. — С нами идет специальная машина с запчастями и необходимым набором инструментов, и небольшой ремонт нам по плечу прямо в дороге. Но если случается что-то серьезное, приходится добираться до большого города и искать профессиональную мастерскую.

Первая крупная поломка произошла в Нижнем Новгороде. И вот теперь — перед Иркутском: у "Ситроена" полетела коробка передач.

— Я купил эту машину во Франции четыре года назад, — рассказывает доктор Леонардо Вилсер, владелец автомобиля. — Пришлось звонить туда, и организаторы ралли переправили коробку (сняли с другого такого же автомобиля) сначала в Москву, а потом в Иркутск. Самолетом. В Иркутске нам очень понравился автомобильный сервис. Удивительно, но ваши мастера могут все и делают это быстро! У одного из самых старых автомобилей сгорела вся электрика, и сейчас нам меняют провода.

Про ограбления и случаи в дороге

Неподалеку от Тайшета участники ралли разбили палаточный лагерь для ночевки. А ночью их ограбили самым наглым образом: человек двадцать молодежи налетели толпой и, как вороны, начали хватать ящики с инструментами, отламывать фигурки у машин...

Впрочем, подобной встречей отличилась не только Иркутская область. Путешественников обворовали и в Санкт-Петербурге — прямо в метро и сразу шестерых.

Несчастный случай произошел неподалеку от Иркутска с одной из участниц пробега. Она упала с мотоцикла, сломала руку. Здесь ей наложили гипс, и, к сожалению коллег, пострадавшую отправили домой.

Это не первый гипс в дороге. Перелом ноги получил один из путешественников в Омске. Случилось это так. Во время движения оторвалась платформа рядом с дверью водителя, на которую мужчина обычно ставил ногу, перед тем как выйти из машины. Он открыл дверь, уверенно ступил туда, где эта платформа была еще несколько часов назад, и... выпал из машины на асфальт. Со сломанной ногой путь продолжать, естественно, уже не смог и вернулся в Германию.

А вот Вернеру Траппу, водителю "Ягуара" 1968 года выпуска, просто повезло. В лобовое стекло его автомобиля влетел увесистый камень, просвистел в сантиметре от головы водителя и ударился о металлическую перегородку между задним сиденьем и багажником с такой силой, что разлетелся на кусочки.

— Если бы этот камень летел чуть-чуть правее, — со страхом вспоминает Ульрих Яшек, — Вернер был бы мертв.

О русском языке

Большинство искателей приключений в России впервые.

— А как вы общаетесь в магазинах, в гостиницах, на заправках?

— Нормально, — пожимает плечами Ульрих Яшек. — С нами едут двое русских, плюс Радка говорит по-русски, и наш врач тоже, в общей сложности, наберется человек восемь, кто более-менее может объясняться на вашем языке.

— То есть проблем совсем нет?

— Нет! В самом крайнем случае мы объясняемся жестами, а в магазинах просто показываем, что нам надо. И люди понимают! Кроме того, нам доставляет удовольствие учить русские слова. Я уже знаю "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте", "до свидания". Но этого недостаточно, чтобы объясняться в автосервисе, — там столько специальных слов!

О дорогах и гостиницах

— Как вы готовились к путешествию?

— В сентябре прошлого года группа людей на одной машине проехала всю дистанцию, которую мы осваиваем сегодня, — говорит Ульрих. — Они снимали дорогу на видео, обозначали на карте участки плохой и хорошей дороги. Но знаете, там, где было отмечено "плохо" — положили новый асфальт, а где стояло "хорошо" — за зиму дорожное покрытие разрушилось. То есть все получилось наоборот. И все же это была очень важная для нас информация.

— Мы думали, что в России не очень хорошие дороги, — говорит Радка Янецкова. — Но мы не знали, насколько они бывают плохие. Ямы! От Урала до Новосибирска трассы такие же ужасные, как от Москвы до Петербурга. И кусок дороги от того самого места, где нас обворовали (от Тайшета. — Авт.), так плох, что мы вынуждены были ехать со скоростью 20 км/ч.

— Еще интересно, что в России есть две вещи, которые одновременно бывают и хорошими, и плохими: это дороги и гостиницы. Встречаются отвратительные отели за большие деньги.

Больше всего путешественников раздражали туалеты — по одному на этаж или деревянные во дворе — и душ без горячей воды или вообще его отсутствие.

— Это не вина России! Это организаторы плохо постарались, не те гостиницы выбрали! — успокаивает меня Ульрих Яшек.

Участники автопробега стараются останавливаться в крупных городах, чтобы все вместе могли уместиться в одной гостинице. В городах поменьше группе иногда приходиться разделяться.

О русских гаишниках и немецких полицейских

— Какова самая большая скорость, с которой вы ехали по русским дорогам?

— Если мы вам скажем и вы об этом напишете в своей газете, то у нас будут неприятности! — смеются Ульрих и Леонардо. — На самом деле большинство машин могут развивать скорость 110—120 км/ч, а некоторые только 90 км/ч. Но даже с такой скоростью нас останавливают сотрудники ГАИ и им приходится платить. В евро. В Иркутске, правда, таких инцидентов еще не было. Как-то мы заехали за стоп-линию, пришел сотрудник ГАИ, сказал, что мы нарушили правила. Дело удалось уладить двумя бутылками хорошего немецкого вина. Если бы мы попытались вручить это вино полицейскому в Германии — уже сидели бы в тюрьме. В других случаях за превышение скорости мы отдавали до 150 евро. Иногда сотрудники ГАИ сначала останавливали, а потом отпускали. Хотя, наверное, они машут нам палкой просто из любопытства: машины иностранные, раритетные, их много, а они тоже люди — им интересно посмотреть, поговорить.

Самые приятные минуты

— Какие моменты вашего путешествия доставляют вам положительные эмоции?

— Когда в больших городах машины выставляем на какой-нибудь площади и жители приходят на них посмотреть, — говорит Ульрих. — Они рассматривают, фотографируют и даже разговаривают с нами на немецком или на английском. Даже те, кто знает всего несколько слов! Вот это общение и есть самые приятные моменты.

Ралли нам мало, кругосветку давай!

Норберту Праузе автопробега протяженностью в 14 000 километров кажется мало. Из Шанхая, где заканчивает свой путь экспедиция, Норберт отправится в кругосветное путешествие на своем желтом "Ситроене" 1976 года выпуска. На корабле доберется до Сан-Франциско, затем исколесит всю Америку, обязательно посетит Нью-Йорк, и снова на корабль, теперь уже домой.

— А вам не страшно одному в такую даль?

— Страх я оставил дома, — улыбается Норберт Праузе. — Вполне возможно, что в Шанхае ко мне присоединится мой брат, мы еще созваниваться будем, пока точно не решили.

Планируется, что об автопробеге Гамбург — Шанхай — 2006 снимут фильм, напишут книгу и выпустят большие наручные часы.

Загрузка...