Дороги плохи, но хуже без дорог

Все, кто ругает нашу область, выкладывают свой главный козырь — состояние дорог. Сказать, что они у нас плохие, значит — сильно поскромничать. Да и мы, сотрудники "Копейки", с какой бы любовью ни относились к родному Приангарью, регулярно испытываем все дорожные прелести: редакционная работа частенько заставляет нас мотаться по городам и весям области. Поэтому сообщения на эту тему мы воспринимаем живо, можно даже сказать, с трепетом и надеждой.

Нижнеудинский предел

Трепетать нас заставило известие из Нижнеудинского района. Мы вспомнили, как полгода назад вытаскивали машину на руках из колдобин тамошних "автобанов". И вот выясняется, что автоперевозчики на маршрутах Нижнеудинск — Алзамай и Нижнеудинск — Костино отказываются выполнять рейсы. Дороги разбиты до такой степени, что пассажиры вынуждены часть пути идти пешком.

В более чем десяти селах района положение стало критическим. Костино, Заречье, Широково, Зенцово, Атагай, Черемшанка, Новокиевск, всего более десятка — можно сказать, отрезаны от Большой земли. Нет, добраться туда в принципе можно. Но только на спецтехнике. На иномарке с ее скребущим по колеям днищем туда лучше не соваться, не имея за плечами солидного водительского опыта. Да и с погодой должно повезти, иначе — труба.

Мэр Нижнеудинского района Сергей Худоногов говорит, что в последние годы от прежних дорог остались лишь одни направления. Деревянные (это в XXI веке!) мосты через реки Ук, Кирейчик и Маховая пришли в негодность. Их эксплуатация была разрешена до весны 2006 года. Этот год, как ни странно, наступил, он даже продолжается. Но ремонт мостов и ныне там.

— В поселки не может добраться спецтранспорт — милицейские патрули и автомобили скорой помощи, подчеркнул мэр района. — Ремонт предполагалось начать в текущем году, однако в связи с намечаемой передачей областных дорог общего пользования в ведение органов местного самоуправления все работы были приостановлены. На ремонт нижнеудинских дорог областного значения необходимо порядка 22 млн рублей.

Администрация района проинформировала о сложившейся проблеме администрацию главы региона и лично губернатора области Александра Тишанина. Соответствующие документы направлены в областную прокуратуру... Интересно, когда начнется ремонт?

Надежды без веры

На днях в Иркутске прошла научно-практическая конференция "Дорожное хозяйство Иркутской области: итоги 2000—2005 годов, новые технологии и перспективы развития в 2006—2008 годах". В ней приняли участие представители областной власти, руководители дорожных предприятий, научные работники. Был там и депутат Государственной думы России Сергей Дубровин. Он справедливо отметил, что перед дорожниками стоит колоссальное число проблем":

— На дорожное строительство в 2004 году было выделено лишь 1,3% от ВВП страны, в 2005 году — 1,1% ВВП. В то же время развитые государства расходуют на эти цели до 4% ВВП. В Иркутской области автомобильные дороги находятся в критическом состоянии. Некоторые не ремонтируются уже по 25—30 лет. В 2005 году по разделу "Дорожное хозяйство" в бюджете Иркутской области было предусмотрено 1,6 млрд рублей. Между тем ежегодная потребность только на ремонт и содержание дорожной сети Приангарья составляет не менее 5 млрд рублей.

Дубровин сообщил, что на федеральном уровне рассматриваются варианты привлечения в дорожную сферу частного капитала:

— Опыт эксплуатации платных дорог за рубежом показал их высокую эффективность для привлечения дополнительных источников финансирования дорожного строительства.

По словам депутата, правовая основа для строительства платных автодорог в России есть. Дело за местными законодателями. Однако Сергей Дубровин считает, что новые дороги должны строиться не только за счет частных инвесторов, но и за счет бюджета. Новая дорога может временно передаваться в управление концессионеру с целью возврата затраченных на строительство средств. При этом обязательно должна быть альтернатива — бесплатная дорога рядом. Первая платная дорога за Уралом уже действует. Она находится под Новосибирском. Депутат Госдумы убежден, что Иркутской области необходимо перенимать опыт коллег.

Ни сантиметра больше!

Взгляд с высоты федерального полета охватывает очень большие территории. Настолько большие, что тощая ниточка, связывающая Алзамай с Нижнеудинском, практически не видна. А грейдерная тропа, ведущая в какой-нибудь Ходарей Усольского района, — та вообще сливается с зеленым таежным фоном. Дойдут ли дорожные блага в эти края?

Допустим, идеи, озвученные уважаемым депутатом, будут воплощены в жизнь. Допустим, наши областные законодатели и дорожники озаботятся строительством платных автодорог. Однако, понимая, что заниматься этим будут те же самые люди, что и сегодня, с тем же подходом, перспективы нетрудно представить.

Поскольку с деньгами наверняка будет как всегда, можно не сомневаться: на областные стройки века всеми правдами и неправдами будут привлекаться средства из ремонтного фонда. Следовательно, пока будут строить новые дороги, и без того убитые старые придут в окончательный упадок. К моменту перерезания ленточки через новый автобан (надо полагать, Сергей Иннокентьевич не преминет поучаствовать в церемонии) у автомобилистов будет обещанная альтернатива: параллельное, разбитое лесовозами, цистернами и фурами направление (не путать с дорогой), больше подходящее для участников какого-нибудь экстремального авторалли...

Несмотря на все радужные мечты депутатов и дорожных боссов, почему-то с трудом верится, что им суждено сбыться. Когда серьезные государственные мужи местного масштаба всерьез говорят о ямочном ремонте — это смешно и горько. Когда строители новых дорог с гордостью заверяют, что они простоят как минимум 32 месяца, начинаешь сомневаться в собственной психической нормальности. Потому что через 32 месяца, как поется в песне, все опять повторится сначала!

Случайно довелось стать свидетелем яростного спора дорожников на одной из иркутских улиц.

В переводе с матерного он звучал так:

— Ты куда столько асфальта набухал, бестолочь! — возмущался мастер, принимая работу молодого специалиста.

— Так написано же: десять сантиметров! — оправдывался тот.

— Ты таким макаром через год без работы останешься, если как написано! Все заасфальтируем, на фиг, и что потом? Ты об этом подумал?! Пять сантиметров, запомни, пять! И ни миллиметра больше!

Пока у нас будет в ходу такая философия, у нас никогда не будет нормальных дорог. Впрочем, классик это сформулировал гораздо лучше: "У России две беды — дураки и дороги". Острые на язык автолюбители добавили: "И одна беда все время ремонтирует другую"...


 

Метки:
baikalpress_id:  5 443