Главный вертолет области

От отпуска до отпуска у пилотов Ми-8 не бывает неслужебного времени

Работу современных спасателей тяжело представить без авиации. Трудяга Ми-8 доставляет их в самые труднодоступные места с одной-единственной целью - выручить людей, попавших в беду. Вертолет - это транспорт, подъемный кран, санитарная машина и много еще чего в одном ревущем турбинами корпусе. Те, кто управляет вертолетом, нечасто оказываются в центре внимания фото- и телекамер. Сегодня мы предлагаем нашим читателям поближе познакомиться с экипажем вертолета МЧС Ми-8. Больше пяти лет эти люди бессменно стоят на боевом дежурстве. Если они уходят в отпуск, то непременно всем экипажем, тогда их подменяет другая команда. А от отпуска до отпуска у вертолетчиков никогда не бывает неслужебного времени: экстренный вылет может понадобиться в любой день и в любую минуту...

Жизнь на телефоне

- Если я не ошибаюсь, наша встреча состоялась только с третьей попытки, - с улыбкой сказал Владимир Московских, летчик-штурман воздушного спасателя.

- Точно, - подтвердил командир экипажа Сергей Логачев. - Такая у нас работа. Мы никогда ничего не планируем заранее. Можем только пообещать, что если ничего не произойдет, то, может быть, встретимся. Мы даже во время каких-либо домашних мероприятий или торжеств телефоны не выключаем.

- Мы уже давно заметили: как только к кому-то из нас приезжают родственники или друзья, так сразу бац - командировка, - полушутя-полусерьезно добавил борттехник Роман Шалабодов.

Интервью для "Копейки" не стало исключением. Мы договаривались всю прошлую неделю. Дважды назначали и дважды переносили встречу - каждый раз экипаж оказывался на задании.

Тревожные хлопоты

- Какой сезон для вас наиболее напряженный? - спрашиваю для затравки разговора.

- Да всегда работа есть! Впрочем, весна и осень, пожалуй, самое хлопотное время. То рыбаки на Байкале, то туристы-экстремалы, то альпинисты... Как правило, это всегда сложные случаи. И для нас, и для спасателей. Мы ведем поиск, а когда обнаруживаем терпящих бедствие, в работу включаются спасатели. Мы выполняем свою работу, они свою. Часто - вместе.

Действительно, в воздухе "первые после Бога" - вертолетчики. Но на земле главную работу выполняют специалисты Байкальского поисково-спасательного отряда и Аварийно-спасательной службы Иркутской области. В этих структурах работают профессионалы высочайшего класса. Иной раз, если невозможно произвести посадку непосредственно на месте происшествия, вертолетчикам приходится высаживать спасателей за несколько километров. Так было, к примеру, когда спасали двух научных сотрудников из Кызыла. Те потерялись в прибайкальской тайге и больше месяца блуждали, питаясь только шишками и ягодами. Потерявшихся заметили на берегу Байкала, когда люди были уже практически без сил, в полубессознательном состоянии.

- Я снимал на видеокамеру берег и, когда приблизил картинку, заметил двух человек, - вспоминает Владимир Московских. - Мы подлетели поближе, но сесть там совершенно невозможно: отвесная скала с небольшим уступом, где были эти двое. И Байкал внизу... Спасатели бросили мужикам сумку с продуктами, но те настолько ослабли, что не смогли ее подобрать. А мы стали искать подходящую площадку для высадки. Нашли только километрах в пяти от места. Но и оттуда команда еще полсуток добиралась до пострадавших, слишком сложная местность.

- Володя, а помнишь, как рыбаков вывозили? Их отнесло на льдине... С первого раза не обнаружили - видимость была никакая. Только назавтра, когда туман раздуло, нашли. А рыбаки, оказывается, нас слышали, поняли, что их ищут. И они на снегу протоптали громадные буквы SOS, чтобы сверху видно было!

Командир улыбается, вспоминая тот случай. Тогда вертолетчики и спасатели вывезли пятерых любителей подледного лова. Подобных случаев было немало, и не всегда они заканчивались хеппи-эндом. Бывало, что людей находили слишком поздно и вывозить приходилось уже трупы.

Риск и рассудок

- Я не отрекаюсь от романтики летной работы, - признается Московских. - Но романтика экстремальных приключений меня уже не тянет. Мы вот так, - он резанул ладонью у горла, - насмотрелись и на сплавщиков по горным рекам, и на альпинистов. Нет, я уважаю этих людей за их отвагу, за мужество... Но, когда видишь труп двадцатилетней девчонки, которую разбило о камни водным потоком, поневоле задумаешься - зачем? Ради чего было так рисковать? Понимаете, есть вещи, которые должен знать каждый, кто идет в горы, в море, да хоть просто за грибами! В первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Иметь при себе хотя бы сигнальный патрон, да что там пиротехнику - хотя бы спички!

- И естественно, чем рискованнее мероприятие, тем ответственнее к нему нужно относиться, - добавляет Сергей Логачев. - Пошли в горы, на сплав, в море - предупредите спасателей о маршруте и сроках своего путешествия. За это ж денег не берут! Да, можно отмахнуться - подстраховка, формальность. Но если, не дай Бог, что-то случится, то... Сами посудите, искать-то кто будет? А главное - где? Одно дело квадрат сто на сто километров: "где-то здесь". Другое - вот он, точный маршрут.

Профессия - ас

Вертолет спасателей Ми-8 МТВ-2 получил постоянную прописку при Иркутском авиазаводе. Машина эта уникальная, единственная в области. Спасательная "восьмерка" оснащена более мощными, чем ее штатские собратья, двигателями, на вертолете установлена специальная лебедка, которая позволяет из режима "висения" поднимать с земли или опускать различные грузы, принимать на борт раненых.

От экипажа требуются виртуозное мастерство и безукоризненная слаженность. К примеру, во время войны в Афганистане посадка винтокрылой машины на одно колесо считалась едва ли не вершиной мастерства и изучалась как передовой опыт. Для пилотов спасательного вертолета такой трюк - стандартный элемент пилотирования. Хотя от этого он не становится ни менее опасным, ни более простым. Оцениваются подобные экзерсисы не только тоннами сожженного керосина, но и седыми волосами в шевелюрах.

- При сложных посадках наш борттехник Роман становится глазами и ушами экипажа. Тогда мы управляем вертолетом по его команде. Иногда ему приходится выпрыгивать из машины, чтобы убедиться, что площадка нормальная, тогда мы можем опустить вертолет на все три опоры шасси.

- Да у нас всем работы хватает, - говорит слегка смущенный лестным отзывом друзей Роман Шалабодов. - Во время операций я с лебедкой работаю, пока ребята машину держат... В Патрихе, помню, лебедку заклинило. Мы со спасателями на руках вытягивали трос, а на том конце висел раненый...

Экипаж машины боевой - вполне подходящие слова для краткой характеристики вертолетного экипажа спасателей. Повседневная опасная работа сделала их большими друзьями по жизни. Даже в отпуск они уходят вместе - иначе нельзя. Живут по соседству, дружат семьями. И в семьях с пониманием и гордостью относятся к делу своих отцов и мужей. Нередко жены узнают, "чем там занимаются мужья в командировке", раньше, чем сами главы семейств вернутся домой. "А по телеку показывали!" - с гордостью сообщают дети.

- Нормальная у нас работа. Для настоящего мужчины самое то. Есть ощущение полезности, что делаешь настоящее дело. И что немаловажно, есть спокойствие за будущее - за спиной государство, не бросит.

Загрузка...