Как воровали самолеты для России

В период развала СССР военные решились на уникальную операцию — поменять местами самолеты дальней авиации

На вооружении Дальней авиации СССР находились ТУ-95К и Ту-95МС — внешне похожие, но значительно отличающиеся начинкой. В момент распада Вооруженных сил русские решились на беспрецедентную операцию. Пока не спохватились наши ближайшие соседи — с аэродрома Украинка в Амурской области поднять в воздух Ту-95К, поменять позывные с экипажами Ту-95МС, летевшими из Семипалатинска, поменяв таким образом машины местами. Невероятная афера летчиков легла в основу рассказа "Медвежий след" полковника запаса иркутянина Юрия Ивановича Баранова.

Я начал читать книгу с одноименным названием в маршрутке, пока ехал с работы. Закончил дома, далеко за полночь, — не мог оторваться, пока не перевернул последнюю страницу. Короткие рассказы о судьбах летчиков, наших современников, зацепили за живое. О драматичных событиях, которые для страны, увы, прошли совершенно незаметно. Возможно, с годами "Медвежий след" останется единственным упоминанием о тех, кто рисковал своей жизнью, чтобы сохранить для России ее авиацию.

 Как признался автор книги, за перо он взялся еще в старших классах. Но уже тогда им полностью владела мечта о небе. И в Тамбовском училище летчиков, куда поступил, уже отслужив срочную службу на Черноморском флоте, сделал для себя окончательный выбор: "Экзюпери из меня не получился. Буду просто летчиком". И стал им. Впрочем, кое-какие заметки для себя делал, но нигде не печатался — не до того было.

Военная судьба Юрия Баранова была типична для военного летчика: Тамбов, Германия, Забайкалье, гарнизон Белая... Когда ушел в запас, вернулся к литературному творчеству. К 90-летию дальней авиации написал песню:

Когда взлетают наши корабли,

Дрожит земля, Илья-пророк грохочет...

Командир полка в Белой, полковник Цыренгармаев, впервые услышав ее, сказал: "Впечатление такое, что я знал ее всю жизнь". Неудивительно, что "Дальники" стали официальным гимном Дальней авиации России.

Тем временем Баранов продолжал писать свои рассказы. Набралось их немало, хватило на целую книгу. Издать ее долго не получалось: своих средств у полковника не было — да и откуда им взяться, если человек всю жизнь честно тянет армейскую лямку! Нужно было искать деньги, а это дело непростое. "Медвежий след" — не "Гарри Поттер", миллионных прибылей не сулил и революции в издательском деле не обещал.

Подключилось городское отделение Союза журналистов России. Помогли найти спонсора, и книга вышла. Пусть весьма скромным тиражом, всего 1000 экземпляров, но — увидела свет. Впрочем, автор не преследовал корыстных целей. Часть тиража он разослал по гарнизонам дальней авиации. Часть ушла в книжные магазины и... затерялась среди пестрых томов модной литературы. Так же незаметно прошло награждение Юрия Баранова "Золотой запятой": он просто стал одним из многих лауреатов престижного конкурса. Между тем, его книга уникальна.

"...К полосе выскочили машины с людьми в форме, и блеснули огоньки выстрелов. Это казахстанский ОМОН получил приказ предотвратить несанкционированный взлет.

— Двести двадцать... Двести шестьдесят... Двести семьдесят... Подъем переднего колеса... Отрыв...

Самолет нехотя вздыбился, и через мгновение вибрация прекратилась. "Медведи" уходили в небо. И уже ничто и никто не мог остановить их. На высоте сто метров они перестроились и след в след пошли домой — в Россию".

Конечно, это не Гарри Поттер. И слава Богу.

Метки:
baikalpress_id:  5 185