Семеныч и "динозавры"

Самыми почтенными клиентами мастеров техцентра (ПТЦ) являются автомобили прошлого века

Производственно-технический центр Федеральной противопожарной службы по Иркутской области, а в народе просто ПТЦ, мало известен широкой публике. Его работники не участвуют в ликвидации последствий аварий и катастроф, не дают интервью перед телекамерами. Тем не менее от расторопности работников ПТЦ, зависит безопасность жителей нескольких сибирских регионов — Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского и Агинского автономных округов, Республики Бурятия. А еще центр примечателен тем, что несколько лет назад в его боксах нашли приют старинные машины, а мастера вдохнули в них жизнь.

Одним из важнейших звеньев ПТЦ является отделение материально-технического снабжения. Как рассказал исполняющий обязанности начальника центра капитан внутренней службы Андрей Быков, оно занимается оснащением подразделений пожарной охраны боевой одеждой и спецсредствами — пожарными рукавами, стволами, противогазами. В миссию отделения входит и шефство над будущими спасателями, которые пока только осваивают азы профессии в Восточно-Сибирском институте МВД. Основная функция транспортно-хозяйственной части заключается в обеспечении ГУ МЧС по Иркутской области легковыми автомобилями для повседневной работы. Нельзя не сказать о ремонтно-восстановительной части: ее работники обслуживают пожарные автомобили Иркутского гарнизона. Центр хоть и снабжает гарнизоны всем необходимым, однако сам живет несладко. В ближайшее время здесь появится хозрасчетный участок по обслуживанию частного автотранспорта.

Заначка старого мастера

Настоящим авторитетом производственно-технического центра считается 77-летний Юрий Семенович Федченко. Неугомонный, словно не чувствующий возраста мастер работает здесь аж с 1969 года. За сорок с лишним лет моторист "поставил на ноги" тысячи самых разных машин.

— У меня пенсия — три тысячи рублей, — делится Юрий Семенович. — На эти деньги-то не проживешь, вот и приходится зарабатывать. А с другой стороны, не могу себя представить сидящим без дела. Привык всю жизнь в железках копаться...

 Несколько лет назад у иркутских спасателей возникла идея создания пожарного музея. На территорию производственно-технической части со всей области стащили останки старых машин. Техника догнивала на задворках различных организаций, и еще немного — и железяки, что потяжелее, увезли бы в Китай. Начальство распорядилось привести автомобили в порядок. Вот тут-то и пригодилась заначка моториста Федченко. Юрий Семенович никогда не выбрасывал детали даже устаревших машин. Шестеренки, втулки аккуратно завертывал и раскладывал по ящичкам. Как будто знал, что однажды детали окажутся востребованы. Над пенсионером посмеивались: мол, ерундой, Семеныч, занимаешься, этой рухляди уже никто не поможет. А Юрий Семенович со свойственным ему упорством продолжал по локти в машинном масле возиться с раритетом. Работа по восстановлению старинной техники безумно увлекла, мастеру хотелось убедиться в собственных способностях, а еще — в надежности советских машиностроителей.

 Удивлению начальства не было предела, когда через некоторое время они увидели кружащий по территории производственно-технического центра полувековой ЗИС-5. Оказалось, что напрасно коллеги-автомастера сомневались в талантах Семеныча: ему удалось-таки соорудить из двух разбитых ЗИСов один. За несколько последующих месяцев мастер восстановил еще несколько единиц устаревшей пожарной техники. С тех пор у иркутских пожарных появилась традиция — в свой профессиональный праздник они обязательно проводят парад автомобилей, в которых Юрию Семеновичу удалось вдохнуть вторую жизнь.

— Первое время иркутяне не верили в то, что в этих машинах нет ни одного теперешнего болта, — рассказывает Федченко. — Почему-то многие были уверены — машины ходят с помощью современных моторов. Иногда даже приходилось открывать капот, после чего многие просто восторгались.

 Главе МЧС Сергею Шойгу довелось во время одной из поездок в Иркутск прокатиться на раритете. Главный спасатель страны потом долго жал Федченко руку и восхищенно говорил: "Мне на всех машинах доводилось ездить, но вот промчаться на полуторке пришлось впервые".

Метки:
baikalpress_id:  5 052