Остров неперевезения

Им на полмесяца-месяц в год становится райцентр Жигалово

У деревни Пономарево мы безропотно высадились из иркутской маршрутки и потопали по дощатому настилу на правый берег Лены. Налегке лихо проскочивший переправу микроавтобус поджидал нас уже там. Предосторожность водителя была совсем не лишней: назавтра в рыхлом льду у Пономарево увяз груженый лесовоз. Люди, конечно, не бревна, но...

Прознав про приключения лесовоза, я на сутки сократил срок своей командировки в Жигалово — не ровен час Лена вскроется раньше прогнозного срока. Тогда придется торчать в поселке полмесяца, а то и месяц — пока не пройдет лед и не наведут понтонные мосты. Вертолет-то точно за мной не пришлют. А в лодку к шальным мужикам, за столь же шальные бабки демонстрирующим нетерпеливым авантюристам "пляску смерти" между льдинами, не сяду ни за какие коврижки.

Жигаловцы живут на "острове неперевезения" каждый год. По осени "разводят" оба понтонных моста, потом помогают реке быстрее промерзнуть до безопасной твердости. А весной опять соединяют берега двумя цепочками понтонов. На деньги, которые за десятилетия выброшены на все эти "планово-пожарные" мероприятия да на заказ вертолетов для срочной доставки на левый берег спешащих в Иркутск чиновников или тяжелобольных (нынче такой заказ, как мне подсказали информированные люди, стоит уже 20 тысяч рублей), можно было давно отгрохать капитальный мост.

Но конкретно эта проблема обсуждается лишь в последние лет пять. Районные власти строчат депеши в областные кабинеты, иркутский институт ГипродорНИИ в 2004 году выполнил проект сооружения. Стоимость строительства оценена в 360 миллионов рублей. Недавно посетивший Жигалово губернатор обещал всемерную помощь, но посчитал цену моста завышенной раза в два. Как же, сказали местные чиновники, а инфляция? Заставить раскошелиться на мостовой переход в принципе надо бы и газовиков — через Жигалово на Ковыкту перебрасывают многие тонны грузов.

На референдуме 16 апреля кроме стандартного общерегионального вопросника жигаловскому электорату выдавали еще и местный. В нем голосующим предлагалось выбрать один из четырех приоритетных проектов. Строительство моста собрало около 38 процентов голосов. А главным приоритетом население посчитало строительство новой районной больницы (старой нынче стукнет 80 лет) — 46 процентов проголосовавших.

Район готовится к первоочередному на сегодня бедствию, тоже почти ежегодному, — паводку. По прогнозам, Лена у Жигалово вскроется к 1 мая, плюс-минус пять суток. По информации главы районного ЧС Рудых, уровень половодья нынешней весной составит 3,5 метра. Из других не менее официальных уст мне довелось услышать, что если в разгар таяния снегов, набухших нынче водой на 120—170 процентов от нормы, на 2—3 дня установится жара за 20 градусов или пройдут дожди, то река вспучится аж на 4,2 метра. Несколько лет назад, когда уровень Лены был на 15 сантиметров ниже, плавала половина райцентра и несколько приленских сел.

В Жигалово в полный накал трудится противопаводковая комиссия, распланированы неотложные мероприятия, переписаны под эвакуацию людей все маломерные суда, в том числе частные, население инструктируют на случай мокрой чрезвычайки. А собственно, чего учить бывалый народ? 70-летняя жительница села Воробьева, которую в прошлый потоп спасатели МЧС снимали вертолетом с крыши дома, уже продумала, где будет спасаться от большой воды сама и куда перегонит скот, запасла продукты. С молодежью труднее, она безмятежно надеется на авось. После первого паводка по реке пойдет "черная" вода — растают в лесу снега. А в середине — конце мая возможен новый подъем Лены.

Метки:
baikalpress_id:  5 046