Цирк иркутский

История Иркутского цирка началась в XVIII веке. В город приезжали бродячие труппы, дивили публику акробатическими трюками и дрессированными животными. Шло время, шатры и балаганы сменились деревянными постройками. Первое каменное здание цирка появилось в городе в 1964 году. С тех пор в этом здании живут смех и волшебство, радость и улыбки. С гастролями сюда приезжали самые именитые труппы и артисты — Игорь Кио и Олег Попов, Дуровы и Филатовы. На иркутской арене ходили, топали, ползали и летали все виды животных, которые когда-либо выступали в цирке.

26 февраля 1795 года "...приехал в Иркутск итальянец, балансер Миколетто с женою, двумя малолетними дочерьми и 28 учеными собаками, давал здесь свои представления с успехом", — сообщает потомкам летописец П.И.Пежемский. В репертуар семейной артистической труппы входили акробатические номера, хождение по проволоке и сцены, разыгранные дрессированными животными.

В январе 1835 года на Спасской площади напротив гостиного двора возвели балаган, где на Сырной неделе (последняя подготовительная неделя перед началом Великого поста, более известная как Масленица) выступала "...его величества короля шведского привилегированная труппа Франца Радо". Артисты показывали иркутянам отличное искусство верховой езды и сцены с дрессированными лошадьми.

В 1859 году придворный прусский королевский артист Рудольф Беккер целый месяц дивил горожан "...фантастическими представлениями, состоящими из физических и фантасмагорических призраков. На представлении 29 июня он восходил на шаре в гору 40 аршин, устроенную со сцены на бельэтаж" (из записей очевидца событий Н.С.Романова).

Много зрителей собирали и конные ристалища иностранца Сулье — он начал давать свои представления в городе в 1868 году. На Военной площади (сейчас сквер Кирова) он даже выстроил большой деревянный цирк.

Как горожане против цирка выступили

Иркутяне веселиться любили. На площадях и свободных участках устраивались балаганы, шапито и другие помещения, где на утеху и развлечение народа давались различного рода представления — от скоморошества до "электротеатров". Особенно много таких балаганов устраивалось на Пасху, и в это время даже излишнее употребление горячительных напитков не считалось большим грехом. Например, на Пасху в апреле 1862 года на площади с множеством увеселительных балаганов, ежедневно выпивали (по сведению полиции) около 60 ведер различного вина.

С мая 1885 года в городе действует цирк Ламберга. А в сентябре того же года на углу улиц Большой и 2-й Солдатской в специальном деревянном здании открылся цирк австрийца Добржанского, где выступал известный в то время клоун Струсберг. Однако в памяти иркутян еще свежи были ужасы пожара 1879 года, когда выгорела половина города. Общественность выражала свои опасения по поводу возведения деревянного здания в центре Иркутска и, несмотря на любовь к развлечениям, активно протестовала, поэтому с 1 мая 1886 года представления на манеже цирка были прекращены, а здание даже выставили на продажу под снос.

С 18 июля 1889 года начались регулярные представления в цирке, устроенном Боровским за Интендантским садом. Позже у Боровского выступал "король гирь" — один из самых знаменитых силачей того времени Петр Крылов. Он рвал цепи, из полосового железа завязывал "галстуки" и "браслеты", поднимал лошадь со всадником, стоявших на платформе, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по человеку, ломал подковы, гнул монеты, делал растяжку с четырьмя лошадьми. Особенно хорошо Крылов управлялся с гирями, и ни один атлет того времени не мог сравниться с ним в демонстрации этих трюков.

Много цирковых трупп приезжало и пыталось осесть в Иркутске. Летопись повествует, что "...15 мая 1902 года при постройке цирка Стракай обрушилась часть крыши, и получили сильные ушибы, упав с 15 аршин высоты, десять человек". А открывшийся 30 апреля 1906 года цирк Сержа сгорел через год. В это время на Тихвинской площади уже работал цирк Стрепетова. В сентябре того же года его здание власти распорядились отдать во временное пользование 27-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку под склад военного имущества. Стрепетов долго добивался отмены этого распоряжения, и наконец 14 апреля 1908 года цирковые представления возобновились.

Первый в Иркутске зверинец открылся на Тихвинской площади в октябре 1897 года. Владелец животных Фец прибыл в город из Канска, выстроил специальные помещения и дивил сибиряков слоном, львами, леопардами, ягуаром, крокодилом, гиеной.

Диаметр арены — 13 метров

Каменный цирк появился в Иркутске в 1964 году — первый на территории Сибири и Дальнего Востока. Более чем за сорок лет на арене прошло около 10 000 представлений, артистам аплодировало свыше 5 миллионов зрителей.

Немного о параметрах здания. Площадь цирка — 6000 квадратных метров, в зале 1734 места, высота от купола до арены 18 метров. Диаметр манежа равен 13 метрам. Эта величина, как и расстояние между стенами зрительного зала, лестницами и крепежными крючками, одинакова для всех цирков мира. Дело в том, что артисты возят весь реквизит (батуты, тросы, сетки, подвески, канаты) с собой и благодаря единым стандартам им не приходится подгонять его под размеры залов.

Весь цирковой инвентарь делается по заказу на разных заводах. В свое время известному дрессировщику медведей Геннадию Минасову очень помог Иркутский авиазавод. Минасов давал гастроли за границей, на Кубе. После выступления реквизит артиста сгорел, и в Иркутск он приехал с уцелевшими животными. Тогда-то авиазавод и пришел на выручку Минасову — у него очень быстро появился новый реквизит.

Барабанная дробь скрывает заминки

В Иркутске выступают только приезжие артисты. Своей труппы в городе нет, потому что в цирке всего одна арена. Для репетиций и дрессировки зверей необходима еще одна. Строительство второй арены требует немалых финансовых вложений, и пока о ней только мечтают.

Зато у нас есть свой оркестр. Именно живая музыка на арене делает цирковое выступление праздником, создает особую атмосферу. В оркестре работают профессионалы: у каждой труппы, которая приезжает в наш город, своя музыкальная программа. Артисты привозят ноты, и за 3—4 дня музыканты должны их не просто разучить, но и успеть сыграться. А под фонограмму выступление даже самого успешного артиста воспринимается уже по-другому. Например, в самые напряженные моменты барабанная дробь заставляет зрителей замереть и на одном дыхании следить за акробатом под куполом. Кроме того, музыканты обязательно наблюдают за происходящим на арене и в случае заминки могут выручить артистов проигрышем.

Цирк — это особый мир. Когда на гастроли приезжает очередная труппа, жизнь бьет ключом. Артисты селятся в гостинице, животные — в приспособленных помещениях, а цирковые дети отправляются в школу, чтобы успевать учиться.

Как Жужа арену сломала

Работники цирка утверждают, что на иркутской арене побывали все животные, какие только могут выступать. С многими представителями фауны происходили забавные истории. Например, о бегемотихе Жуже весом более трех тонн все говорят исключительно с улыбкой. Запомнилась эта замечательная туша тем, что она, выполняя акробатические упражнения, умудрилась проломить арену в нескольких местах. После Жужы сломанный манеж пришлось разбирать и строить новый.

В прошлом году у нас выступала знаменитая слониха Рада. Ее привез цирк Филатовых, где животное выступает уже тридцать лет. Слониха снималась в фильмах "Сын клоуна" и "Потерялся слон". Поезд, в котором Рада ехала трое суток, прибыл в Иркутск в воскресенье, и актрисе пришлось ждать понедельника, чтобы ее смогли выгрузить. От вокзала до цирка слониха добиралась в специальном контейнере со снятой крышей. Раде пришлось встать на колени, чтобы по дороге случайно не задеть провода.

2005 год запомнился цирку еще одним знаменательным событием: самка питона Клара отложила около 100 штук яиц. В неволе змеи размножаются редко, случай просто уникальный. Однако он доставил хлопот хозяину Клары: через три недели цирк из Иркутска должен был уехать, а чтобы потомство появилось на свет — яйцам питона полагается лежать около двух месяцев неподвижно. Пришлось объявлять акцию: "Отдам яйца питона в надежные руки. Бесплатно". Яйца разобрали.

Иркутский цирк уникален тем, что принимает самые разнообразные программы — и ледовые представления, и водные феерии. Здесь выступали Кио, Карандаш, Маргарита Назарова, Илья Символоков, Юрий Дуров, труппы из Чехословакии, Болгарии, Монголии, Германии, Польши.

У цирка есть свои почитатели — те, кто ходит сюда не от случая к случаю, а обязательно смотрит каждое новое представление. А если программа понравилась, то и по два-три раза одно и то же. Таких преданных поклонников сотрудники цирка знают в лицо. А еще говорят, что самые благодарные зрители — это, конечно же, дети примерно от 6 до 12 лет. Хотя и взрослые, если попадают в мир волшебства, смеха, неожиданностей, становятся детьми и завороженно смотрят на арену широко открытыми глазами и аплодируют, не жалея ладоней. Вот ради таких глаз и существует цирк.

Метки:
baikalpress_id:  34 055