Трагедии на трассах, которых нет

Многие зимние дороги официально таковыми не являются, на них нет вешек и предупреждающих знаков

В прошлые выходные на Малом море под лед ушли три автомобиля, еще три застряли во льдах, попав в трещину. Два человека утонули. Самое громкое ЧП случилось в Ташкийском заливе, где провалился бортовой автомобиль УАЗ, в кабине которого находились отец с сыном. Они направлялись на рыбалку в район мыса Уляхта. Спасатели Байкальского ПСО — они в это время обеспечивали безопасность на Зимниаде — подняли на поверхность тела погибших. По информации пресс-службы ГУ МЧС области, трагедия произошла на несанкционированной трассе.
С 26 марта в области началось поэтапное закрытие ледовых переправ.

Чем трасса отличается от тропы

Что представляет собой санкционированная трасса? Во-первых, хорошо оборудованный съезд с земли на лед, во-вторых, многочисленные предупреждающие знаки, главные из которых ограничивают скорость движения и массу автомобиля. По всей длине ледового полотна установлены вешки. Ширина разделительной полосы может составлять 50 метров. В случае заноса это расстояние позволяет остановиться неуправляемому автомобилю. Кстати, легковую машину запросто может сдуть в сторону ветром. Расстояние между транспортом в 15—20 метров считается критическим. Поэтому соблюдение дистанции — одно из золотых правил участников зимних переправ.

Самовольно проложенных дорог гораздо больше. На территории Ольхонского, Иркутского, Усть-Удинского, Балаганского, Черемховского, Боханского районов ежегодно прокладывается более 500 несанкционированных переправ. За одну контрольную проверку побережья Байкала инспектора ГИБДД выявляют 100—150 "партизанских" выездов на зеркальную поверхность.

Не в каждом районе администрация идет навстречу дорожникам. Много лет остается бесхозным ледовое направление на Большие Коты, не раз машины проваливались в районе Листвянки. Не всегда должное внимание на ледовые переправы обращает администрация Балаганского района, где, между прочим, одна из самых длинных зимних дорог (Балаганск — Усть-Уда), ее протяженность 5,7 километра.

С несанкционированными ледовыми переправами из года в год складывается парадоксальная ситуация. Официально эти дороги не признаются — значит, их нет. По словам тех же инспекторов, выставлять запрещающие знаки на льду нелепо: раз дороги нет, какие могут быть знаки. Водителя, выехавшего на лед без разрешения, инспектор не может оштрафовать, поскольку в административном кодексе нет подходящего пункта. ГИБДД вправе наказывать шоферов, нарушающих правила движения на официальной обслуживаемой ледовой трассе. А с камикадзе милиционеры ведут просто разъяснительную работу, поскольку другого рычага нет.

Кто они — ледовые камикадзе?

Одним из самых обильных на несчастья считается сезон 1997—1998 гг., когда в воду нырнуло семь автомобилей, десять человек погибли. Остальные зимы были более-менее благополучными. Хотя, если утонуло на одну-две машины меньше, показатели считаются положительными весьма условно.

Кто они, ледовые камикадзе? Глупо полагать, что это вечно пьяные, небритые браконьеры с ружьем. Таковые есть, но это лишь часть. К добровольным испытателям относятся респектабельные бизнесмены, само собой — рыбаки, охотники, разного рода экстремалы, буеристы, путешественники, лесозаготовители и даже милиционеры.

Чрезвычайное ледовое происшествие с участием представителей силовых структур случилось несколько лет назад. Следственно-оперативная группа Ольхонского РОВД ехала в поселок Онгурен. Решив сократить путь, милиционеры поехали от Черноруда по льду. Залив Малого моря на тот момент был уже скован льдом, и смельчаки из числа местных ездили. Однако накануне трагедии сарма разломала лед, припорошив к тому же дорогу снегом. Автомобиль УАЗ, в котором находилось четверо мужчин и женщина, провалился в местности Улерба недалеко от берега. Глубина здесь составляет приблизительно 5—7 метров. Мужчины в момент крушения смогли выбраться на лед, а вот женщине не повезло.

Браконьеры-лесозаготовители нередко становятся заложниками собственного бизнеса. В той же Усть-Уде очень много лесных делян. Как только лед немного схватится, местные начинают купать свои машины. Горючее дорогое, и водители при первом же удобном случае начинают срезать расстояние. Диалог между инспектором ГИБДД и водителем- водолазом зачастую напоминает фрагмент из известной комедии: "Зачем на речку полезли, лед ведь не окреп?". Отвечают по-русски прямо: что ты меня учишь, тра-та-та-та, я здесь двадцать лет живу, десять лет езжу и знаю, где как промерзает, ни разу ничего не случалось. Знать-то, может быть, и знают, но технику и груз регулярно купают.

В начале зимы, а также весной в сводке происшествий начинает мелькать Киренск. Райцентр располагается как бы на острове, образованном при слиянии двух рек — Лены и Киренги, а часть населенного пункта, поселок Гарь, находится на противоположном берегу. По официальной трассе люди ездят спокойно, но не все следуют правилам.

Именно по этой причине произошла здесь трагедия два года назад. 25-летний житель поселка Гарь попросил своего товарища подбросить его на "Волге" к дому. В 25 метрах от берега лед под машиной резко провалился, ГАЗ-2410 стал уходить под воду. По информации сотрудников милиции, водитель ехал с открытой дверью, что позволило ему выскочить и спастись, а вот его товарищу не повезло — он вместе с машиной ушел под воду. Тело достали только на следующий день. Как показала экспертиза, водитель и его товарищ были в нетрезвом состоянии.

 В качестве спасительной соломинки — строительная доска

Любителей срезать дистанцию очень жестоко наказывает Байкал. В районе Ольхонских Ворот ежегодно тонут КамАЗы с пиломатериалом.

Основную дань озеру платят охотники и рыбаки. В качестве транспортного средства в подавляющем большинстве они используют мотоциклы с коляской. На зеркальной поверхности трехколесный конь малоуправляем. Многочисленные трещины охотники за нерпой и рыбаки преодолевают с помощью досок: аккуратно укладывают их и проезжают. Строительный материал служит своего рода спасительной соломинкой во время незапланированного погружения. Метровые, полутораметровые трещины тянутся на определенном расстоянии от берега по всему озеру, их нельзя объехать. В декабре наступает период рыбалки, которые местные называют "по первому льду". Это время таит в себе массу опасностей. Лед в некоторых местах полностью сливается с открытой водой, не оставляя попавшему в такую ловушку автомобилю или мотоциклу никаких шансов.

Очень часто в воде оказываются нетрезвые охотники и рыбаки. Один из авторов этих строк стал свидетелем того, как группа жителей Еланцов отправила на Ольхон гонца за водкой. Тот уехал на "Урале", у которого был только ближний свет. Спрашиваем: не проще ли было съездить по земле до Еланцов, где круглосуточно работают несколько магазинов? А там, говорят, кто-нибудь из жен увидит — скандала не оберешься. Вот так из-за бутылки подвергается опасности жизнь человека.

В двух километрах от деревни Сармы под лед ушли "Жигули" шестой модели. В машине на тот момент находились два человека. Водитель, 46-летний мужчина, утонул, его пассажир остался жив. Именно он сообщил о происшествии рыбакам, а те в свою очередь — в Байкальский поисково-спасательный отряд. На поиски затонувшего автомобиля спасателям потребовалось около двух часов. Еще час ушел на подъем трупа мужчины. Спасатели предположили, что к трагедии привела высокая скорость движения автомобиля по льду и невнимательность водителя.

Достаточно много ледовых происшествий бывает в вечернее и ночное время. Под покровом темноты работают жители прибрежных сел, где нет работы, соответственно не платят зарплату. Чтобы выжить, люди вынуждены браконьерить.

Почти идеальным средством передвижения по замерзшему льду является снегоход. Ничтожно малое давление широких лыж, высокая скорость и маневренность позволяют решить многие проблемы. Водитель сидит верхом, в отличие от того же мотоциклиста, может прыгать на обе стороны. Конструктивные особенности не позволяют технике уйти на дно камнем. У человека есть достаточно времени, чтобы выбраться на прочный лед. Но снегоходы слишком дороги, поэтому их имеют единицы.

Сколько техники на дне морском?

 Три года назад ученые с помощью спецоборудования обследовали акваторию Малого моря. На дне морском к тому времени покоилось 14 грузовых и легковых автомобилях, а также 6 барж, 3 теплохода и пароход. Часть машин удалось достать, а сколько за это время утонуло вновь — ведь далеко не все спешат афишировать незапланированное погружение.

Метки:
baikalpress_id:  4 887