Байкал на туристском старте

Местные жители мастерят сувениры, а власти — инфраструктуру

Ближайшим летом будет завершено строительство стратегически важной для Иркутской области трассы Баяндай — Еланцы. Она не имеет федерального значения, по ней не ходит военная техника, в этих местах не пролегают торговые пути. Но летом по этой дороге проезжают тысячи людей, следующих на Байкал. А в ближайшие годы число туристов должно вырасти в десятки раз. Такие задачи ставит перед собой региональная власть, раскручивая проект создания на Байкале первой в стране рекреационно-туристической зоны.

Проект программы "Рекреационная зона Байкальской природной территории", разрабатываемый сейчас специалистами, совершенно нов для России. Сам термин "рекреационная зона" появился менее года назад, когда на совещании в Москве обсуждались перспективы развития прибайкальской территории. Нужно было придумать нечто, подходящее на статус особой экономической зоны, но с учетом именно туристического направления развития. И оно было придумано.

В начале года в Госдуму были внесены поправки в Закон "Об особых экономических зонах". Территории, наделенные этим статусом, получат все льготы и преимущества, определенные законом для особых экономических зон, но будут оговорены и их отличия от промышленно-производственных и технико-внедренческих. Главное — в рекреационно-туристических зонах производятся не товары, а услуги, которые имеют не только экономическое, но и социальное значение. Кроме того, рекреационные зоны могут располагаться в двух и даже большем числе регионов (как, например, Золотое кольцо), тогда как промышленные и инновационные зоны должны находиться только в одном субъекте Федерации. На карте байкальской природной территории — четыре субъекта Федерации: Иркутская область, Усть-Ордынский округ, Чита, Бурятия. И кусочек Монголии, как водосборной территории Байкала. Рекреационная зона будет несколько уже, но уже известно, что в нее попадут Иркутская область, Усть-Ордынский округ, Республика Бурятия. То есть все побережье Байкала.

Всего в России планируется создать не более пяти рекреационно-туристических зон, заявил в конце прошлого года глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов. "Самые большие шансы имеет озеро Байкал", — сказал он.

Все уровни власти — и федеральный, и региональный, и муниципальный — хотят наконец-то начать получать доходы от туризма. "У круизного туризма в нашей стране есть большой потенциал, — говорит заместитель главы Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Нателла Шенгелия. — Очень перспективен экологический туризм. Мало где еще в мире столько уникальных по своей красоте, экологически чистых природных уголков. Многовековая история и богатая культура позволяют развивать экскурсионный туризм. В настоящий момент в России зарождаются такие виды туризма, как познавательный, научный и этнографический".

"Мировая практика показывает: единственный путь развития таких территорий — это рекреационное развитие, — объясняет суть проекта один из его разработчиков Лариса Забродская. — Больше там ничего нельзя делать: только туризм. Но туризм ожидаемый, регулируемый государством". Государство, к примеру, строит пристани, причалы, вертолетные площадки, заправочные станции — в специально отведенных для этого местах. Оборудует метеостанции и развивает связь. Прежде чем выйти в море на катере, капитан или руководитель туристической фирмы должен получить официальный прогноз — в какой части озера сейчас хорошая погода, какой маршрут лучше выбрать и т. д. Рядом с причальной стенкой нужна заправочная станция. Чтобы, отправляясь в море, не надо было брать на борт пять тонн топлива, которое в аварийной ситуации может вылиться в Байкал. Тут же необходим пункт по приему отработанных вод, которые сейчас сбрасывают в озеро, поскольку их просто некуда больше сбрасывать.

"И тогда перед бизнесом, — продолжает Забродская, — ставится условие: вы будете играть по правилам, а взамен получите возможность зарабатывать деньги. Вот здесь можно возвести базу отдыха, здесь — гостиницу или кемпинг, здесь — ресторан. Но — только в соответствии со специальными требованиями. Например, в бухте Змеиной строительство ограничено, там можно построить базу, но только в двухэтажном брусовом исполнении и только после экологической экспертизы стоков. В то же время должны быть четко обозначены места, куда вообще нельзя заходить — например, Ушканьи острова. По проекту прогнозируется приезд на Байкал 1,5 млн туристов ежегодно. Это ниже максимально допустимой для Байкала антропогенной нагрузки, которая составляет 2 млн человек.

Программа рекреационного развития основана на тесном сотрудничестве регионов друг с другом и с федеральным центром. Москва первоначально инвестирует в создание инфраструктуры порядка 6 млрд руб. государственных средств. В три раза больше — 20 млрд — притягивается из частного бизнеса. На выходе — 8 млрд руб. бюджетных доходов. Плюс из состояния дотационных выводятся все районы, расположенные на побережье Байкала. Шанс стать зонами особого экологического действия имеют 46 площадок на территории Иркутской области и Республики Бурятия. В их числе — Хужир, Сахюрта, Тонта, Еланцы, Таловка, Бугульдейка, Большая Речка, Листвянка, порт Байкал, Култук, Слюдянка, Утулик, Байкальск.

Пока в Москве принимаются поправки к закону об особых экономических зонах и пишутся проекты создания туристско-рекреационных территорий, местные жители уже поняли: их час пробил. Они не ждут, когда власти построят инфраструктуру, а бизнес — гостиницы и рестораны. "Знаете, где сейчас самыми быстрыми темпами идет возрождение национальных ремесел? В Ольхонском районе!" — рассказывает специалист по бурятским народным промыслам, главный художник Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Анжелика Алсаткина. Это не случайно: Ольхон — одно из самых популярных мест отдыха на Байкале. Он наиболее доступен: всего 250 км от Иркутска, дорога будет достроена в этом году. Там давно возводятся базы отдыха, уже работает сотовая связь, есть Интернет. Есть даже свой, местный, шоу-шаман.

Иностранцам, которые уже сегодня приезжают на Байкал, интересны не только природные ландшафты. Им нужны местная культура, национальный колорит. Они интересуются шаманизмом, местными обрядами, бурятской национальной кухней. Ольхонцы всю зиму готовятся к летнему потоку туристов. И уже сейчас активно берут мастер-классы по изготовлению сувенирной продукции, изучают этнографические материалы, шьют национальную одежду, строят возле своих домов юрты, устанавливают в них аппараты для производства тарасуна.

"Необходимость красиво упаковать туристический продукт заставляет поднять целый культурный пласт, — рассказывает Анжелика Алсаткина. — Обряд встречи гостей, к примеру, должен сопровождаться поднесением блюд молочной пищи. Подразумеваются национальные костюмы, посуда, язык. Не случайно именно сейчас в Ольхонском районе назрела необходимость создать свой дом народных промыслов. Люди хотят не просто сбывать сувениры, а искать решения — как этот сувенир должен звучать, как он должен подаваться, какая аннотация к нему требуется..."

Сейчас в администрации области рассматривается проект создания в Иркутске Центра сохранения и развития бурятского этноса. Перед ним будет поставлена столь важная в объединительном процессе политическая задача, как сохранение бурятской культуры. Но очень скоро станет ясно, что этот центр необходим и для решения других, более глобальных задач. Он должен способствовать созданию в укрупненном регионе туристической инфраструктуры. Строящиеся на берегах Байкала гостиницы нуждаются в грамотном оформлении (европейские стандарты плюс местный колорит). На всей территории от Иркутска до побережья Байкала должен быть создан рынок национальных сувениров. Будут востребованы язык, традиции, обряды — все, что едва не оказалось забытым.

Специалисты ожидают увеличения потока туристов на Байкал, и в частности на остров Ольхон, уже в этом году — после демонстрации в Каннах фильма Бодрова-старшего о Чингисхане "Великий монгол". Так что дорога Баяндай — Еланцы достраивается очень вовремя.

Метки:
baikalpress_id:  48 119