Дело о ЕГЭ дошло до прокуратуры

Иркутские школьники и их родители сомневаются в разумности проведения такого выпускного экзамена

Волна недовольства покатилась по иркутским школам: одиннадцатиклассники категорически не хотят сдавать ЕГЭ. Ведь вместо одного единого экзамена в мае-июне им предстоит осилить шесть — четыре обязательных и два на выбор. Будущие выпускники иркутской школы № 16 не захотели мириться с насильственным экспериментом. Заручились поддержкой родителей и учителей и подали коллективное обращение в прокуратуру области — дети хотят выбирать между ЕГЭ и традиционными, привычными им экзаменами. Они уверены: их права ущемляют.

По иркутским школам ЕГЭ шагает третий год. Но за столь непродолжительное время он уже успел обзавестись легионом недовольных — школьников, учителей, родителей. Ученики не хотят корпеть над тестами, называя их слишком сложными, непонятными. Жалуются на нехватку времени — положенных четырех часов хватает далеко не всем. Многие ребята даже не успевают дойти до третьей части теста, хотя смогли бы сделать эти задания. К тому же они испытывают сильные психологические нагрузки: экзамен сдают в чужих стенах, посторонним людям, выходить из класса нельзя, бывали случаи, когда ученики падали в обморок, а в некоторых школах даже дежурят психологи.

О том, что ЕГЭ в этом году будет по шести предметам, узнали только в феврале. Шутка ли: поднять весь изученный материал начиная с пятого класса? Да и если поднимешь, не факт, что осилишь тест. Часты случаи, когда сами преподаватели часами маракуют над каверзными заданиями. Потому как рассчитаны многие из них не на знание предмета, а на хорошую память. Вот, к примеру, вопрос на засыпку: какой породы была собака из повести Ивана Тургенева "Муму"? Или: "Ниже перечислены включенные в роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" повести: а) "Тамань"; б)"Княжна Мери"; в)"Бэла"; г) "Фаталист"; д)"Максим Максимыч". Укажите порядок их следования в романе". Каково?

Против ЕГЭ выступают и учителя. Они уверены, что он толкает школьников на механическое заучивание, зубрежку и отбивает желание творчески мыслить. И что выбор правильного ответа из трех предложенных противоречит нашей системе образования: школьники делают это на автомате, как роботы, мало задействуют мыслительный процесс.

— Несколько дней назад в гимназии № 2 прошло собрание на тему единого экзамена и составления расписания, — рассказывает Зинаида Георгиевна Дуринова, учитель русского языка и литературы. — Все учителя возмущались: шесть экзаменов — это слишком! Ведь дети кое-как согласны на три. Мало того, что они не готовы к шести экзаменам, — они их боятся. Мы уверены, что ЕГЭ — это колоссальный стресс, а не проверка знаний. Недавно школьники писали контрольные работы по русскому языку, математике, физике, максимально приближенные к ЕГЭ. Итог — двоечки и троечки.

Действительно, по сравнению с прошлым годом количество двоек, полученных на ЕГЭ по основным предметам, заметно возросло. При всем этом единый государственный — любимая игрушка работников департамента образования. О нем говорят много, сладко, а иной раз даже с гордостью, хотя бравировать особо нечем. И позвольте заметить, рассуждают только с положительных сторон. Тогда как обратная сторона медали уже дала предательские трещины.

— В начале марта отдел по надзору за исполнением прав несовершеннолетних получил обращение от школьников, — говорит Александр Михайлович Семенов, старший помощник прокурора области. — Подписалось под ним почти 50 человек — вся выпускная параллель. Ребята требуют права выбора формы аттестации знаний. И заявляют, что у них его нет — то есть нет возможности выбрать между ЕГЭ и, например, традиционным экзаменом по русскому языку и литературе в виде сочинения. До 20 марта мы ждем документального ответа из Главуно — отвечает ли законодательство об образовании документам, на основе которых проводится ЕГЭ. Дальше будут приняты меры прокурорского характера: дан ответ в виде ссылок на нормы федерального законодательства, которые либо нарушены, либо нет.

На самом деле иркутские ученики просят немногого: вернуть им право выбора. Чтобы участие в ЕГЭ было делом добровольным, а не драконовской мерой, насаждаемой сверху. Получится ли конструктивный диалог с чиновниками — будет ясно в конце марта. В стремлении выбить себе право на сдачу традиционных экзаменов наши школьники не одиноки. Многочисленные митинги, акции против ЕГЭ проходят в Москве, Петербурге, Воронеже и других городах. Их организаторы — родители. Они требуют остановить "опыты над детьми и развал российской школы". Питерские учителя не раз обращались к губернатору Валентине Матвиенко с просьбой предоставить каждому выпускнику школы возможность выбора между ЕГЭ и экзаменами — устными или в виде сочинения. Совет родительских комитетов Воронежа обращался к депутатам гордумы с требованием приостановить эксперимент по проведению госэкзамена в области. А в соседней Читинской области школьники уже опротестовали его итоги. Но ни одна претензия не была удовлетворена. Все дело в том, что отказываться от эксперимента в ближайшее время Минобразования не намерено: в ЕГЭ вложено слишком много средств. Так что общими усилиями дело надо оправдать и довести до конца во что бы то ни стало.

Справка

Согласно нормативным актам, регулирующим проведение ЕГЭ, школьники имеют право подавать апелляцию. Во-первых, о нарушении процедуры проведения ЕГЭ — в день экзамена. Во-вторых, о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ — в течение трех дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними. При удовлетворении апелляции в первом случае результат ЕГЭ аннулируется и школьник может пересдать экзамен по данному предмету в другой день. Во втором случае при удовлетворении апелляции конфликтная комиссия принимает решение о выставлении других баллов. При этом отметка может быть изменена как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Метки:
baikalpress_id:  48 820