Водители маршрутных такси взяли Иркутск за грудки

20 февраля 2006 года вряд ли войдет в историю города как некая особая дата, но в памяти иркутян останется надолго. В этот день забастовали водители маршрутных такси. Дорога на работу и обратно для тысяч горожан превратилась в сущий ад. Всеми ребрами, каждой клеточкой сплющенных в давке тел люди ощутили, какое это великое благо — маршрутные такси.

История вопроса

В Иркутске маршрутные такси появились в середине 90-х. Поначалу частники, не мудрствуя лукаво, запараллелились с наиболее нагруженными автобусными и троллейбусными маршрутами. Цены были чуть выше, зато — несопоставимые комфорт и скорость. Иркутяне по достоинству оценили это. Маршрутчики, со своей стороны, тоже. Они поняли, что Иркутск — город непуганых пассажиров, транспортный Клондайк. Водители зарабатывали до 1000 долларов в месяц, а то и больше. Хозяева двух-трех микроавтобусов сразу ощутили себя воистину крутыми парнями. Новые маршруты стали появляться как грибы после дождя. Автобусная давка, десятилетиями кормившая карманников и несколько поколений отечественных юмористов, постепенно сошла на нет.

Ближе к концу 90-х в отношениях частного и муниципального транспорта назрела напряженность: маршрутчики перетянули к себе всех платежеспособных пассажиров, оставив муниципалам целую армию льготников. Городской транспорт начал заметно хиреть и чахнуть: вспомним трамваи с забитыми фанерой окнами и полуразвалившиеся троллейбусы. С 2002 года началась постепенная отмена бесплатного проезда. С 2004 года льготников практически не осталось, что позволило муниципальному транспорту снизить стоимость проезда и при этом даже получать прибыль. Частникам такое оказалось не по карману. Их уже подпирали фиксированные 8 рублей и прорва мелких конкурентов.

Недавно объявленное намерение городских властей упорядочить работу маршрутных такси внесло дополнительное смятение в безумно тесные ряды частных перевозчиков. В декабре 2005 года с их стороны была предпринята первая попытка организовать забастовку. Однако тогда стачка не состоялась. Маршрутчики не сумели доказать властям необходимость повышения стоимости проезда. Проблема зависла, но не исчезла.

Отказ от быстрых денег

Маршрутчики требуют повышения тарифа, поскольку за последние три года существенно выросли цены на топливо и запчасти, а цена проезда все та же — 8 рублей. Резонно? Как будто да. С другой стороны, количество маршрутов за эти годы также выросло, многие пересекаются друг с другом, дублируясь процентов на восемьдесят. Отобрав пассажиров у муниципального транспорта, частники принялись перетягивать их друг у друга. Наполняемость машин снизилась, доходы водителей, естественно, тоже.

На первый взгляд, выход очевиден: навести порядок в частном извозе. Установить графики движения не только в пределах одного маршрута, но и между маршрутами. Объединить мелкие фирмы. Отрегулировать плотность потока машин: в часы пик их должно быть больше, в другое время — меньше.

Увы, не получается. Единства среди извозчиков нет. Они не смогли договориться о едином графике движения, не смогли толком обеспечить медицинский и технический контроль своих маршрутов. Они пошли самым простым путем — взяли горожан за грудки и потребовали: платите больше! Платите десять! Нет, пятнадцать рублей!

Быстрые деньги трудно забыть. Громко крича о своих трудностях, многие водители в глубине души лелеяли теплые воспоминания о временах, когда новая "Газель" вчистую окупалась за полгода, а подержанный корейский минивэн и того быстрее.

Стачка получилась стихийной, в духе первых демонстраций 1905 года. Представители ассоциации иркутских маршрутчиков даже назвали демарш водителей спланированной провокацией. Но при этом один из руководителей ассоциации посетовал, что предприятия, занимающиеся частными перевозками, в последнее время работают на грани рентабельности. По его словам, себестоимость одной поездки сегодня составляет около 11 рублей... Честно говоря, цифра эта представляется справедливой лишь для отдельных маршрутов с низким пассажиропотоком. Иначе многие маршруты давно закрылись бы: нет прибыли, нет смысла работать.

Ни кнута, ни пряника

Маршрутчики забастовали без официального предупреждения. Город просто не успел среагировать — ни власти, ни пассажиры. Сначала было парализовано движение в центре, но с этим оперативно справилась милиция. А ближе к вечеру начались дикие штурмы автобусов и троллейбусов. Кондукторы, опешившие от такого напора, не знали — радоваться или плакать. С одной стороны, продажа билетов подскочила вчетверо, с другой — работать в битком набитом салоне стало невыносимо. Пассажиры сохраняли оптимизм и даже пытались шутить: добро пожаловать на ретро- аттракцион "Назад в восьмидесятые"! Но бездарно потраченное время, порванная одежда и украденные кошельки испортили настроение очень многим.

Нужно признать: Иркутск оказался бессилен перед шантажом (а другое слово трудно подобрать) частных перевозчиков. Стало очевидно, что муниципальный транспорт Иркутска не способен самостоятельно, без помощи частников, решить проблему перевозки пассажиров. Идеи, озвученные в конце прошлого года с самых высоких трибун, от мэра до губернатора, — об увеличении парка автобусов, а главное об упорядочении движения маршруток, — пока так и остаются идеями. Кризис!

Доводы о том, что в Сибири нигде нет цен выше 10 рублей за поездку, частники не принимают. Они хотят 15. Вместо того чтобы разумно организовать свою работу, они устраивают стачку. Областной центр, вместо того чтобы показать твердость (или хотя бы наличие) государственной власти, назначает крайнего в лице председателя комитета по городскому обустройству Олега Шандрука и пытается договориться с бастующими. Выходит, ни кнута, ни пряника в кармане у властей не оказалось! Тем временем пассажиры бьются за места в салоне, расплачиваясь за никчемную организацию работы общественного транспорта.

Выходов из тупика два. Первый — если будет наведен порядок в работе маршрутных такси и появится единая диспетчерская служба. Тогда можно будет и рентабельность сохранить, и пассажиров не обидеть резким скачком цен и ухудшением качества перевозок. Но, похоже, с этим уже опоздали.

Второй, более реальный, — цены все-таки поднимутся, скажем до 10 рублей за поездку, и на какое-то время вновь установится мир. За время этой десятирублевой паузы власти Иркутска просто обязаны взять под жесткий контроль организацию работы всего общественного транспорта — как муниципального, так и частного. Иначе события 20 февраля будут повторяться вновь и вновь.

Метки:
baikalpress_id:  4 680
Загрузка...