Аида Ведищева — певица за кадром

Исполнительница известных песен училась в Иркутске

Мало кто знает, что популярную песенку о медведях в кинофильме "Кавказская пленница" за актрису Наталью Варлей исполнила Аида Ведищева. После выхода пластинки с песенкой неизвестная ранее девушка проснулась знаменитой, и многие актрисы советского кино "запели" голосом Ведищевой. Аиду полюбили зрители и слушатели, чиновники талант певицы так и не признали, стерев ее имя из титров всех лент. В 1980 году Ведищева эмигрировала в США. За границей она снова начала выступать, сумела победить неизлечимую болезнь и стала одной из немногих русских, кому удалось завоевать искреннее признание американцев. Ее зовут Amazing Aida — удивительная Аида.

Аида Семеновна Ведищева (настоящее имя — Ида Соломоновна Вайс), родилась 10 июня 1941 года в Казани, где училась до 4-го класса. В 1951-м семья Вайс переехала в Иркутск.

В Иркутске Аида Вайс училась в школе № 17. В 7-м классе активную девочку выбрали пионервожатой для малышей, и в этой должности она оставалась два года. В 1955-м, как было положено всем советским подросткам, Аида вступила в комсомол. Школу она окончила в 1957 году.

По семейному преданию, Аида начала петь и говорить почти одновременно. Родители отвели девочку в музыкальную школу, чтобы развивался ее талант. В Иркутске Аида окончила музучилище по классу фортепиано и вокала.

Мама и папа настояли, чтобы их девочка изучала иностранные языки. Аида поступила в Калининский педагогический институт. В 1959 году она вернулась к родителям в Иркутск.

Папа, Соломон Иосифович Вайс, профессор мединститута, был заведующим кафедрой стоматологии. Мама — Елена Митрофановна Емельянова, работала врачом Иркутской областной стомклиники.

"Директору Иркутского педагогического института иностранных языков от Вайс Иды Соломоновны, проживающей в г. Иркутске по улице Марата, 25.

Заявление

В 1958 году я была принята на первый курс (английское отделение) Калининского педагогического института. Этот курс я окончила, о чем представляю академическую справку. Прошу принять меня в число студентов второго курса, т. к. по семейным обстоятельствам в Калинине проживать не могу. 26.VIII.1959 г. И.Вайс"

На заявлении — красным карандашом резолюция: "Зачислить в группу 216".

Студентка иняза Ида Вайс пользовалась уважением одногруппников, хотя особым прилежанием не отличалась и отличницей не была. Примерно так отзываются о ней педагоги в характеристиках, которые до сих пор хранятся в ее личном деле.

В кино к Гайдаю

"Я всегда была упрямой, — говорила Аида Семеновна в одном из интервью. — И после окончания института, невзирая на протесты родителей, поехала в Москву. Меня взяли в оркестр Олега Лундстрема для гастролей в Ялте и Сочи, потому что я была темпераментная, хорошо играла и двигалась на сцене. Затем работала в оркестре Леонида Утесова.

После ухода из оркестра Утесова Аида совершенно случайно попала "в кино к Гайдаю". В "Кавказскую пленницу" требовалась исполнительница песенки про медведей, причем с голосом, похожим на тембр Ниночки — Натальи Варлей. Найти нужный никак не удавалось. Тогда редактор радиопередачи "Доброе утро" предложила прослушать Ведищеву.

— Я вообще-то и понятия не имела ни о каком конкурсе: мне позвонила моя подруга, работавшая на радио, и сказала: нужно записать песню, — вспоминает Ведищева. — Я посмотрела ноты. Песенка оказалась незамысловатой, и петь-то особенно нечего! Запись заняла полчаса, потом я уехала домой и думать о ней забыла. Через неделю звонок: "Вы прошли конкурс на голос героини".

Пластинка фирмы "Мелодия" с песенкой о медведях разошлась по стране миллионными тиражами, поэтому исполнительницу советского хита Аиду Ведищеву отправили на День грампластинки в рамках фестиваля эстрадной песни в Сопоте (Польша). По странному совпадению в тот же день наши войска вошли в Чехословакию. Карел Готт и Хелена Вондрачкова, узнав об этом, сразу же сложили чемоданы и уехали домой. Аиде в Сопоте пришлось петь больше, чем обычно.

Из нежной девочки — в женщину-вамп

В Москве Екатерина Фурцева, бывшая тогда министром культуры СССР, высказала молодой певице свое неудовольствие, мол, пела не так и не те песни. Это стало для Ведищевой первым звоночком нелюбви правительства.

Примерно в то же время на экраны вышел новый фильм Гайдая "Бриллиантовая рука", где Ведищева исполнила танго "Помоги мне". Режиссер, кстати, очень сомневался, сможет ли Аида перейти из образа хрупкой романтичной девушки в образ сексапильной женщины-соблазнительницы. У певицы все получилось как нельзя лучше, и надрывная мелодия зазвучала из динамиков магнитофонов советских граждан.

— До сих пор вспоминаю, как делалась запись, — рассказывает певица. — Я только что вернулась с гастролей по Дальнему Востоку. Разница во времени —десять часов. Не могу прийти в себя: когда надо было петь — сплю, когда надо спать — пою... И вдруг почти в полночь звонок от композитора Александра Зацепина: "Аида, срочно приезжай на студию, все уже свои песни записали, осталась ты одна!" Я приезжаю и вижу такую картину: на полу лежит большой красный ковер, на нем с бутылкой водки расположились трое и выпивают в ожидании меня: Юрий Никулин (он только что закончил запись песенки "А нам все равно!", и ему было уже все равно!), Андрей Миронов — после своего "Острова невезения", и режиссер Леонид Гайдай. Увидели меня: "О, Аида, давай присоединяйся к нам!" Я говорю: "Вы меня зачем сюда среди ночи вызвали — пить или петь?"

Пой как Толкунова!

Потом фильмы с песнями Ведищевой шли один за другим: "Белый рояль", "Красное, синее, зеленое". Но на экран Аиду не пускали и при этом указывали, что поет она "неправильно". Нужно петь так, как Толкунова. И стоять не двигаясь.

Однажды на гастролях в Ташкенте певице довелось услышать от своих же друзей: "Нам пришел приказ размагнитить все твои пленки!"

Список из 60 имен, неугодных советской власти, был разослан по радио- и телестудиям с "предложением" стереть все видеоматериалы и радиозаписи. Одновременно из титров фильмов исчезло имя Ведищевой.

Тогда, слушая "Голос Америки", наслаждаясь искусством Барбры Стрейзанд, Дайаны Росс, Ведищева решила попробовать себя в новой роли. Вместе со своим ансамблем "Мелотон" она поставила театрализованный спектакль "Поющие новеллы". Как неугодной Аиде платили 8 рублей за выступление!

— Самым сильным по зрелищности и накалу страстей моментом спектакля был фрагмент "Сон": якобы мне снится Америка, стреляют гангстеры, потом кто-то замечает меня, кричит: "Это знаменитая Фитцжеральд, я узнал ее!" — и я начинаю исполнять на английском песню из ее репертуара, — рассказывает певица.

Но в семидесятые годы постановка была слишком смелой, если не сказать вызывающей. Через несколько месяцев Министерство культуры сняло спектакль без объяснения причин. А затем и "Мелотон" отобрали — дескать, коллектив сильный, нужен для загранпоездки. Попытка создать новый ансамбль закончилась по тому же сценарию: музыканты Ведищевой оказались нужными срочно и в другом месте.

Аида Ведищева считает, что уехать ее просто заставили, перекрыв кислород для творчества и притесняя как личность. Она держалась дольше других, и только в марте 1980 года эмигрировала в Америку.

— Хотя уезжали мы с мамой и сыном официально, по визе, мучения мои продолжались и на таможне, — вспоминает Аида Семеновна. — Придирались нещадно. Несколько концертных костюмов, сшитых в мастерской Большого театра, объявили "произведениями искусства, ценностями, не подлежащими вывозу из страны". Я пыталась объяснить, что это моя рабочая одежда... В комплекте с одним из платьев у меня было потрясающее колье, сплетенное вручную из бисера. Естественно, его вывезти не разрешили. Но мне настолько жаль было терять такую красоту, что, когда таможенник на секунду отвернулся, я незаметно зажала это колье в кулак и тихонько спрятала в тот чемодан, который уже прошел досмотр. Если бы в этот миг меня поймали за руку — все, крышка!

Первые шаги в Америке

Из СССР — в США, из примы — в никому не известную эмигрантку. Все нужно было начинать заново. Ведищева поступила в колледж, начала изучать американский кинематограф, театр, танец. Поначалу все заработанные деньги уходили на билеты на бродвейские спектакли: так Аида училась. Зато уже через два года она выступала в малом Карнеги-холле со своей первой американской программой, которую организовал знаменитый Джо Франклин — тот самый, что открыл Барбру Стрейзанд.

Некоторое время спустя Аида осуществила мечту всех россиянок: вышла замуж за американского миллионера. Он ухаживал так долго и трогательно, что певица согласилась. Однако после свадьбы муж стал запрещать своей жене выступать. Шикарный дом, красивая одежда, драгоценности — словом, все атрибуты жены миллионера; Аида чувствовала себя несвободной и несчастной. Она терпела пять лет, прежде чем подала на развод.

Вера в себя помогла победить рак

Процедура расставания стоила Аиде больших нервов. И когда вроде бы все закончилось, врачи мне объявили: "Госпожа Ведищева, у вас последняя стадия рака..."

Медики отказывались делать операцию, убеждали женщину, что уже поздно и ничего не поможет. Но Аида решила бороться до конца. Она верила в себя, сумела найти клинику, где врачи согласились рискнуть (под расписку), что не несут ответственности за исход лечения. Пролежав 4 месяца в госпитале, отважная пациентка пошла на поправку.

После химиотерапии Аида изменила свой рацион питания, навсегда отказалась от мяса. Каждое утро она начинает с обязательной часовой пробежки, зарядки, дыхательной гимнастики. Потом — диетический "завтрак больного человека": тертое яблоко, перемешанное с гвоздикой, лимоном и чесноком.

В своих интервью журналистам о причинах заболевания и чудесном выздоровлении Аида Ведищева объясняет:

— Я не хотела больше петь, я хотела остановиться, я хотела избрать другую профессию. Я почти закончила свои курсы, но не сдала госэкзамена — потому что в этот момент я получила известие о болезни. И тогда я дала слово Господу Богу, что до последнего дня буду петь и нести радость людям. Неважно где.

Жизнь продолжается. Аида Ведищева по-прежнему живет в Америке, иногда приезжает на родину. В России ей вручили премию "за выдающийся вклад в развитие музыки отечественного жанра".

Для американцев она Amazing Aida — удивительная, блистательная Аида. В своем шоу Miss Liberty For New Millenium она первой воплотила на сцене образ статуи Свободы.

— Я верю, что у меня еще все впереди, — с оптимизмом смотрит певица в будущее. — Еще столько жизней предстоит прожить, столько сыграть и спеть!

Метки:
baikalpress_id:  4 589