Застрял в лифте — замри

В диспетчерском пункте все кабины на экране мониторов

Застряли в лифте? Не беда. Освободят вас в два счета. За работой лифтов теперь наблюдают в центральном диспетчерском пункте. Все кабины как на ладони видны на экране компьютера.

В диспетчерском пункте микрорайона Университетского г. Иркутска работают по новой схеме. В конце прошлого года 120 лифтов через блоки "Обь" по проводной связи соединили с единым компьютером. Блоки собирают и передают информацию. Управляется лифтовое хозяйство через Интернет.

Компьютер играет роль телевизора. На его экране, как в игре "морской бой", — пронумерованные квадратики серого цвета. Это отображаются рабочие лифты. Если лифт застрял — квадратик мигает красным, автоматически раздается угрожающий аварийный сигнал: пи-и-ип! Диспетчер берет телефонную трубку для общения с кабиной лифта. "Через десять минут вас эвакуируют", — успокаивает он застрявшего пассажира.

Такой диспетчерский пункт для Иркутска пока диковинка. В Москве, Новосибирске, Красноярске система наблюдения за лифтами дело обычное. И привычное для людей. Застрял — ткнул пальцем на кнопку с колокольчиком (вызов). Подождал чуть-чуть лифтера — и свободен. Для города диспетчеризация — экономия бюджета. Не нужны многочисленные лифтерные. Вся работа стянута в два-три помещения и обслуживается несколькими специалистами. Центр управления может охватить до 11 000 лифтов.

— Сравните: раньше за работой кабин следил лифтер-обходчик, — рассказывает главный инженер Андрей Семенычев. — Поломки устранялись неоперативно. Нужно было делать заявку в аварийку. А застрявшие могли сидеть в кабинах по полтора-два часа. Инструкции с телефоном лифтерной? Что вы, дольше двух дней они не жили. Даже кондовые металлические умудрялись выжигать, заворачивать.

Теперь все гораздо проще. Мы круглосуточно следим за лифтами Университетского и Радужного. Время простоя из-за поломок значительно сократили. Всего курируем 120 машин. На очереди подключение Юбилейного, Приморского, улицы Курчатова. На продолжение программы по диспетчеризации из городского бюджета в этом году будет выделено 500 тысяч рублей. Кроме лифтов на компьютер поступает информация со счетчиков водоснабжения (терминальные блоки), которые установлены в подвалах домов микрорайона Университетского. Данные формируются в отчеты и передаются в Иркутскэнерго. При нынешней аппаратуре весь город можно вывести на два диспетчерских пункта — в Лево- и Правобережном районах.

В машинном отделении девятиэтажки инженер-электронщик Юрий Кацук демонстрирует блок "Обь" — изобретение новосибирских инженеров. Миниатюрная черная коробка устроена так, что мгновенно реагирует на поломку лифта, его зависание, незакрывающиеся двери. И тут же сообщает диспетчеру. Блоковая система двухпроводная, и работникам РЭУ стоило немалых усилий ее установить. Сейчас появилась надежда, что застрявшие не будут громить лифты.

— Как только не выбирались раньше из кабин! — рассказывает Юрий Петрович о "невинных" развлечениях скучающих пассажиров. — Выбивали двери ногами, звали на подмогу, а подоспевшие выламывали их ломом. Со злости жгли кнопки, в вентиляцию засовывали жвачку, зажигалки, срывали таблички. Теперь на это нет времени: ситуация оценивается мгновенно, лифтер приходит вовремя. К тому же посторонние проникновения в шахты и машинные помещения видны и пресекаются сразу.

"Уж как хочешь, верь — не верь, но живет за лифтом зверь..." — говорится в детской песенке, которая учит с уважением относиться к трудягам-лифтам. Но у дикарей, наверное, не бывает детства. Итог — груда искореженных лифтовых дверей в машинном отделении. Коммунальщики делают ставку на то, что такие изуверства останутся в прошлом. Поэтому если вы застряли в лифте — затаитесь: помощь уже идет.

Метки:
Загрузка...