Год Александра Саги

Маэстро гитары родился в год Собаки и надеется, что наступающий 2006-й принесет ему удачу

Александр охотно согласился на новогоднее интервью для читателей "Копейки". Говоря о прошедшем 2005-м, Сага назвал его успешным. Этот год музыкант провел очень продуктивно. Главным событием считает для себя летние гастроли во Франции

Поющие парижане и гитарная публика

— После моих концертов к хозяину квартиры, которую я снимал в Париже, приходили его друзья, — рассказывает Александр. — Готье Павлов, так звали хозяина, знакомил нас. Его гости, ни слова не знавшие по- русски, желали как-то выразить свою признательность — и напевали мои мелодии... Это удивительно! Да я и сам, если честно, оцениваю музыку так: если ты ушел с концерта с пустой головой, не можешь вспомнить ни мотивчика, то зря ходил.

— Но, может быть, это проблема публики?

— В первую очередь это проблема композитора. Значит, его музыка не ложится на душу людям. Сейчас, когда музыка — это бизнес, композитору и исполнителю приходится лавировать между своим творческим "я" и запросами публики.

— Вам тоже приходится?

— Естественно. Ведь я играю для людей — значит, то, что я играю, должно им нравиться. С другой стороны, на поводу у публики тоже нельзя идти. Многие приходят на концерты, чтобы услышать понравившиеся в прошлом вещи. Если бы я следовал такому принципу, то все время играл бы один и тот же концерт. А это рано или поздно надоело бы всем — и мне в первую очередь. Некоторые говорят о популярной гитарной музыке, имея в виду творчество популярных мировых гитаристов. И хотят слышать на концертах других музыкантов что-то в этом роде. Но исполнитель должен идти впереди публики, создавать что-то новое. Не быть "как кто-то", а быть самим собой.

Сага и его друзья

— На своих концертах вы часто даете возможность другим музыкантам показать себя публике. Иногда это вызывает недоумение: пришли на Сагу, а выступает кто- то другой...

— Ха! Интересно... Ну, во-первых, я уже давно отошел от сольного исполнения. Мне, для того чтобы исполнять то, что я могу и хочу, нужен ансамбль. А это, хотите или нет, кто-то еще кроме Саги. Если раньше я вынужден был сам записывать "минусовки" и был зажат рамками, которые сам же и создал, то теперь со мной играют профессиональные музыканты. Во-вторых, я еще ни разу не ошибся, и мои друзья и коллеги по сцене — это действительно талантливые люди.

К примеру, однажды на моем концерте выступал мультиинструменталист Владисвар Надишана. К слову, то было последнее выступление Владисвара в России — теперь он успешно работает в Германии. Это музыкантище, каких на весь мир по пальцам пересчитать можно! Сейчас вся Европа ходит слушать его. Была такая возможность и у нас. Я ее предоставил и, если честно, горжусь этим.

Нужная струна на нужном ладу

— Что вы считаете определяющим для себя как для профессионального музыканта?

— Мой стиль — импровизация. А она требует от исполнителя не просто музыкального профессионализма, а чего-то большего. Просто профессионал умеет в нужное время правильно дернуть нужную струну, зажатую на нужном ладу. Профессионал-импровизатор делает то же самое, только с учетом настроения — собственного, публики, каждого из музыкантов ансамбля. Тогда получается полет. То, что называется живой музыкой. То, ради чего люди приходят на концерт. Чтобы так играть, нужны не просто профессионалы, нужны талантливые люди. Другие просто не смогут. Те, кто выступает со мной на концертах, — талантливы. И не вижу ничего плохого, если они покажут свои способности.

— Александр, ваши концерты в Иркутске проходят, быть может, не так часто, как хотелось бы вашим поклонникам. Почему?

— Я заметил, что, если я даю один концерт в два года, зал полон, билеты раскупают в момент. Один концерт в год — уже есть свободные места. Два в год — можно и ползала не набрать. Это нормальная тенденция. Культурный голод — он утоляется нечасто, но надолго. И пресыщение бывает длительным. Представьте, что в Иркутске регулярно по два раза в год будет выступать кто-нибудь из известных музыкантов российского уровня — тот же Зинчук или "Машина времени", да кто угодно. Будет то же самое: первый раз — аншлаг, потом — так себе, потом вообще никак. Не нужно надоедать зрителям, тогда все будет нормально.

— Не нужно также надоедать исполнителям долгими расспросами... Напоследок, Александр: что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты в новом году?

— Удачи, счастья, здоровья. Благополучия семьям, родным и близким. Пусть исполнятся самые светлые мечты. И — побольше хорошей музыки: по радио, на ТВ, в записях. А главное, чтобы в душе всегда звучала музыка.

Метки:
baikalpress_id:  34 162