Злоумышленник-2

Известный рассказ наверняка выглядел бы иначе, посети Антон Павлович Чехов Иркутск и его окрестности сегодня

Железную дорогу растаскивают по частям. Самая длинная в мире магистраль подвергается набегам жителей окрестных поселков и деревень денно и нощно. Несмотря на усилия, сотрудникам Восточно-Сибирского УВД на транспорте не удается не только остановить, но даже снизить количество краж так называемого верхнего строения пути, а это рельсы, накладки, подкладки, противоугоны*. Объективно, в ближайшем будущем милиционеры-транспортники вряд ли самостоятельно справятся с проблемой. Пункты приема черного металла работают круглосуточно, параллельно с легальными приемщиками вовсю трудятся нелегалы. Одни склады закрываются, другие открываются. Оборот металла оценивается в миллионы долларов. Денег хватает всем — ворам, приемщикам, поставщикам железа за границу, чиновникам, лоббирующими интересы определенных структур.
Количество возбужденных уголовных дел по кражам черного металла по сравнению с прошлым годом возросло с 73 до 203. За девять месяцев 2005 года злоумышленники похитили более 200 тонн изделий из черного металла. За совершение преступлений задержано 808 человек, из которых 538 — безработные, 128 — несовершеннолетние.

"Чаво?"

"Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос. — Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было? — — Чаво? — Так ли все это было, как объясняет Акинфов? — Знамо, было. — Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку? — Чаво? — Ты это свое "чаво" брось, а отвечай на вопрос! Для чего ты отвинчивал гайку?

—Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок. — Для чего же тебе понадобилась эта гайка? — Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем... — Кто это — мы? — Мы, народ... Климовские мужики, то есть".

По информации сотрудников УВД на транспорте, чаще других набегам подвергаются железнодорожные участки: Касьяновка — Половина, Черемхово — Гришево, Ангарск — Китой — Комбинатская, Мальта — Усолье-Сибирское, Падунские Пороги — Гидростроитель, Лена-Восточная — Чудничный, Чуна — Сосновые Родники, Тулун — Нюра и так далее. — Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать! — Отродясь не врал, а тут вру... — бормочет Денис, мигая глазами. — Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру... — усмехается Денис. — Черт ли в нем, в живце- то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит. — Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь? — Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан... — Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? — А то что же? Не в бабки ж играть! — Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь... — Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть. — Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы! — Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те Господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с! — А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две- три гайки, вот тебе и крушение!"

Постой, паровоз, уперли рельсы

Воры разных мастей не задумываются о последствиях, когда разбирают пути. Не в пример климовским мужикам, наши не мелочатся, тащат не гайки, а целые рельсы. От крупных катастроф ряд хищений отделяла лишь счастливая случайность. Например, на перегоне Тулюшка — Шуба Тулунского района. 22 апреля 2004 года машинист грузового поезда, увидел перекрывший ему путь рельс, и тут же применил экстренное торможение. Локомотив получил повреждение. Сотрудниками ЛОВД на станции Тулун были установлены трое безработных жителей села Шерагул. Они не смогли стащить тросом рельс, лежащий на насыпи. Бросили его. Рельс развернулся и навис одним концом над железнодорожной колеей. В результате чего и произошло столкновение. По данному факту было возбуждено уголовное дело и прекращено после возмещение нанесенного ущерба — 30 тысяч рублей.

5 октября 2004 года, осматривая перегон Чуна — Сосновые Родники, обходчики увидели гору выдранных противоугонов (крепление на рельсе), невдалеке застрявшую в кювете машину ГАЗ-53, 400 метров главного железнодорожного пути оказались "расшиты" . В экстренном порядке на участке остановили движение поездов. Железнодорожники считают, что от неминуемой катастрофы спасло чудо и то, что по участку в эту ночь не проходил мощный локомотив ВЛ-85. В течение часа рабочие восстанавливали поврежденную магистраль.

На месте преступления сотрудники транспортной милиции обнаружили два лома, молоток, в кузове автомобиля лежали 230 противоугонов. Через пару часов оперативники задержали 27-летнего безработного, жителя Чунского района. Он не стал скрывать, что решил подзаработать. С этой целью взял у родственника машину и ночью приехал на перегон. Час делов, и восемь рельсов остались без креплений. Увезти похищенное не удалось, не заладилось с машиной. Злоумышленник бросил все и пошел пешком в поселок.

24 мая 2005 года на перегоне Утай — Будагово (4774 км ВСЖД) обходчик обнаружил, что вырублен многожильный кабель связи, не хватало 140 метров провода. Убытки превысили 17 тысяч рублей. Милицейская операция дала положительный результат — была задержана организованная преступная группа в составе 4 человек, занимавшаяся хищением кабеля. Все — безработные. В ходе расследования уголовного дела выявлено четыре дополнительных эпизода по хищению кабеля.

Вблизи станции Черемхово, на перегоне Касьяновка — Половина в течение одной недели исчезли 950 противоугонов. Сотрудники транспортной милиции оперативно проверили пункты приема металла. В двух обнаружили похищенные с путей детали. Хозяева приемных пунктов рассказали, что железо принесли два мужчины и три женщины. По приметам вскоре задержали ранее судимых безработных жителей Свирска.

1081 статья уложения о наказаниях

"Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза. — Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка! — Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам! — Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем... — Денис зевает и крестит рот. — В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, — говорит следователь. — Теперь понятно, почему... — Чего изволите? — Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов... Я понимаю! — На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши... Господь знал, кому понятие давал... Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит... Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано — мужик, мужицкий и ум... Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди. — Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку... Эту в каком месте ты отвинтил и когда? — Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала? — Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил? — Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили. — С каким Митрофаном? — С Митрофаном Петровым... Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять... — Послушай... 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы. — Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем? — Все ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься! — Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите... Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила. — Ты еще про шилишпера расскажи — улыбается следователь. — Шилишпер у нас не водится... Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко. — Ну, молчи...

Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол с зеленым сукном и усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет".

"Мне идтить?"

С начала 2005 года сотрудники транспортной милиции провели 4 оперативно-профилактических операции "Металл". Возбуждено 53 уголовных дела. За совершение хищений цветного и черного металла с объектов магистрали задержано 149 человек. Изъято более 82 тонн металла железнодорожного назначения, составлено 57 административных протоколов, направлено 3 представления в лицензирующие органы Республики Бурятия на приостановление действия лицензий. Сотрудники криминальной милиции ЛОВД на станции Улан- Удэ выявили факт отправки 29 полувагонов с ломом черного металла одной коммерческой фирмой, которая не имела лицензии на право заниматься операциями с ломом черного металла. Кроме того, выяснилось, что данная фирма использовала подложные документы о взрывобезопасности груза. Всего по ходу расследования выявлено 29 эпизодов преступной деятельности.

В конце августа залихорадило перегон Медведчиково — Сянтуй Республики Бурятия. Прочти ежедневно путейцы фиксировали кражи противоугонов. В ходе специальной операции оперативники ЛОВД на станции Улан-Удэ задержали шестерых подростков, которые похитили в общей сложности 1000 железнодорожных противоугонов. Ребятишки не стали отпираться и рассказали о хищениях. Вечерами школьники приходили на железную дорогу, откручивали противоугоны и складывали в кучу. Потом на тележке вывозили и сдавали в ближайший пункт приема металла. Вырученные деньги тратили на развлечения. В общей сложности дети унесли оборудования на 14 тысяч рублей. Теперь за развлечения своих деток расплачиваются родители.

— Мне идтить? — спрашивает Денис после некоторого молчания. — Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.

Денис перестает мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника. — То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить... — Молчи, не мешай. — В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался... А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте... Вы господина непременного члена спросите... Креста на нем нет, на старосте-то... — Молчи! — Я и так молчу... — бормочет Денис. — А что староста набрехал в учете, это я хоть под присягой... Нас три брата: Кузьма Григорьев, стало быть, Егор Григорьев и я, Денис Григорьев... — Ты мне мешаешь... Эй, Семен! — кричит следователь. — Увести его!

— Нас три брата — бормочет Денис, когда два дюжих солдата берут и ведут его из камеры. — Брат за брата не ответчик... Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай... Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям... Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести..."

Сдается мне, что вакханалия может быть предотвращена в двух случаях. Возможно, государство вдруг очнется, и, проявив железную волю, закроет львиную долю приемных пунктов, деятельность оставшихся будет жестко контролировать. В противном случае причиной тотальной проверки на "железке" может послужить крупная катастрофа, как бы цинично это ни звучало. Рельсы не могут держаться на честном слове, стрелки не в состоянии переключаться, если вырублен кабель. Думаю, ситуацию с разграблением самой большой в мире железной дороги понимают все, включая премьера правительства. Понимают, но на все запросы отвечают подобно климовскому мужику: "Чаво?"

В материале использованы даннные, предоставленные пресс-службой ВС УВДТ

Метки:
baikalpress_id:  34 175