Овсянникова Анна — актриса

Знаменитая братчанка снималась у прославленных русских режиссеров

Ее любят режиссеры, обожают зрители и уважают коллеги по цеху. Сценаристы специально для нее пишут роли, а кинокритики называют ее не иначе, как "самая самобытная актриса современности". Все это — о братской актрисе Анне Георгиевне Овсянниковой. Однажды сыграв в кино, она навсегда завоевала всеобщую любовь и почитание. Скорее всего, оттого что Овсянникова на экране не играет своих героинь, а проживает их жизнь.

Под параметры современной красоты (90-60-90) Анна Овсянникова никогда не попадала, но это ничуть не мешало и не мешает ее актерской карьере. Потому что везде — как в жизни, так и на экране — она настоящая, искренняя. Она не умеет кривить душой, несмотря на возраст, работает в полную силу и никогда не дает себе поблажек. В копилке актрисы 14 фильмов и около десятка кинопремий, самой значительной из которых сама актриса считает приз за лучшую женскую роль в фильме "Бабуся".

За двойку Анечки пострадал аппендицит

Анна Овсянникова, в девичестве Беляева, родилась в 1947 году в городе Ставрополе. Семья жила небогато — росли четверо детей, мама не работала, отец был военнослужащим. Настоящий праздник в доме ощущался лишь в Пасху — родители дарили обновки и ставили на стол разные вкусности.

Как и все советские дети, в семь лет Анечка Беляева пошла учиться в школу. Именно в школе у девочки проявились способности к актерскому мастерству, но при весьма странных обстоятельствах. Было это в пятом классе. Получив тетради с контрольной работой, Аня обнаружила там двойку. Так как отец был военным, то особой мягкостью характера не отличался. Девочка прекрасно понимала, что за двояк ее ждет взбучка от родителя да еще под домашний арест посадят. Нужно было срочно спасать положение. После недолгих раздумий Аня решилась на аферу.

Подойдя к дому, Анна сделала грустное лицо, для пущей убедительности докрасна натерла глаза, положила руку на живот и со страдальческим видом вошла в квартиру.

— Доченька, что случилось? — испугалась мать.

— Бок болит, аж сил нет, — трясущимся голосом произнесла Аня и зарыдала.

Переполошившиеся родители схватили ребенка и отвезли в больницу. То, что произошло позже, в планы Ани не входило, но отступать было нельзя. Этим же вечером девочке вырезали аппендицит.

Бегите куда бежали

Как рассказывала Анна Георгиевна, сценка с аппендицитом не стала последней в репертуаре театра одного актера, но сыграла определяющую роль. После выписки из больницы Аня записалась сразу в несколько кружков. Стала заниматься танцами, петь и оттачивать актерское мастерство уже на сцене — в театральном кружке. Непонятно почему, видимо просто до кучи, записалась еще и в студию технического моделирования. По понятным причинам великого конструктора из девочки не получилось, зато артистка вышла колоритная. И своим артистизмом она блистала не только на сцене, но и в жизни.

Другая история произошла, когда Аня училась в девятом классе. В их школу пришел работать новый учитель физкультуры. Молоденький совсем — только после института. Естественно, что в него влюбилась большая часть учениц старших классов, в том числе и наша героиня. Как привлечь к себе внимание, она не знала. И снова спас актерский талант, и снова сработало.

На одном из уроков физкультуры всех девочек заставили бежать кросс. Пробежав несколько метров, Аня с диким воплем "Ой, нога, нога!.." упала на землю и разрыдалась. Подружки подоспели на помощь. "Бегите куда бежали!" — подмигнула им наша героиня и продолжала рыдать. Девчата все поняли, но одноклассницу не выдали. А через пару минут сотни глаз с завистью смотрели, как молоденький физрук бережно несет Беляеву в медпункт.

Театр Станиславского взяла голосом

Школу Анна Беляева окончила, получив вдобавок к аттестату еще и корочки продавца продовольственных товаров. Можно было сразу пойти работать, но перспектива всю жизнь простоять за прилавком ее ничуть не привлекала. Ее просто завораживала атмосфера театра. И Аня решила поступать в театральный.

Чтобы учиться в ГИТИСе, Анна уехала из родного города в столицу. Но вопреки всем стараниям в институт девушку не приняли. Возвращаться не хотелось, и она стала искать работу в Москве. Удача улыбнулась очень скоро — оценив большой диапазон голоса, Анну приняли на службу в Театр кукол имени Станиславского. Ее очень ценили в театре, даже дали комнату в общежитии.

Проработав полтора года в Москве, Анна все-таки решила вернуться на родину. Это решение стало для нее судьбоносным. Приехав в Ставрополь, она стала работать в местном театре кукол, где и повстречала свою первую любовь — актера театра Аркадия Бодиловского.

За мечтою и за запахом тайги...

В 1968 году Анна Беляева и Аркадий Бодиловский поженились. Вскоре родилась дочка. Жили неплохо, оба работали, но все было как-то обыденно, а хотелось романтики. Однажды подружки рассказали Анне, что есть в Сибири такой город — Братск. И до того красочно описали сибирский лес, снега по колено, что Анна моментально влюбилась в этот ставший мифическим городок.

Придя вечером домой, Аня рассказала все мужу. "Ну и поехали, — ответил Аркадий. — Поживем годика три, сил духовных наберемся, что здесь сидеть?" Так в 1971 году чета Бодиловских с маленькой дочкой на руках оказалась в Братске.

Анна и Аркадий по-прежнему работали вместе, только теперь уже в Братском театре кукол. Первое время все было хорошо — новые знакомства, романтика, родилась вторая дочь. Прекрасное время закончилось, когда Аркадий начал выпивать — сначала понемногу, а потом уже запоями.

Не желая терпеть загулы мужа, Анна Георгиевна подала на развод. Надеялась, что Аркаша испугается потери семьи, бросит пить и все будет по-прежнему. Но ничего подобного не произошло. Аркадий согласился на развод, тем самым подписав себе приговор. Окончательно спившись, в 1973 году Бодиловский умер.

Женская доля

Для Анны Георгиевны смерть мужа стала страшным ударом. Два года она жила как в тумане, работала по инерции, только чтобы прокормить детей. Знакомые и друзья не позволяли Анне оставаться наедине с горем, помогали и словом, и делом, но залечить глубокую душевную рану никак не удавалось.

Светлое время наступило для Анны Георгиевны, когда она встретила Владимира Овсянникова, впоследствии мужа. Владимир стал настоящей опорой. Он буквально носил Анечку на руках, понимал с полуслова и выполнял любые капризы.

Восемнадцать лет Анна и Владимир прожили душа в душу. Им казалось, что созданное ими счастье не сможет разрушить никакая стихия. Но... В 1990 году Владимир сильно заболел — обострились профессиональные болезни. Всю жизнь он проработал монтажником — строил Братскую ГЭС, Братский алюминиевый завод. Понятно, что с ранней молодости здоровье было подорвано. В 1991 году Владимира Овсянникова не стало.

"О кино и не мечтала"

Киношная карьера началась для Анны Овсянниковой с капустника в Улан-Удэ. До этого она никогда не думала, что будет сниматься в кино да еще и завоюет столько премий.

Девятнадцать лет назад актеры братского театра кукол "Тирлямы" поехали на фестиваль "Байкальское кольцо" в Улан-Удэ. После всех торжеств был капустник, на котором коллектив представил сценку "Отелло". Анна Георгиевна сыграла главную роль. В то время она и не подозревала, что роль Мавра станет началом ее карьеры в кино.

Капустник снимал на камеру питерский актер Александр Веселов. Вернувшись домой, он рассказал о фестивале и показал пленку режиссеру Виктору Аристову. "Это кто?" — спросил Аристов, указывая на Овсянникову. "Актриса из Братска Анна Овсянникова", — ответил Веселов.

Аристов больше ничего не спрашивал, а через некоторое время, даже без проб, пригласил Анну Георгиевну сняться в его фильме "Трудно первые сто лет". "А вдруг я не смогу?" — растерялась актриса. "Если ты можешь играть комедию, то трагедию сыграешь обязательно!" — отрезал Аристов.

Анна Овсянникова, хоть и очень боялась, что не справится, все же согласилась. По ее словам, большую роль сыграли интерес и размер гонорара. Аристов предложил Анне Георгиевне почти ее месячную зарплату за один день съемок.

Лучшая актриса

С момента первых съемок в кино прошло уже 18 лет, но Анна Георгиевна до сих пор помнит их, будто они были вчера. С тех пор она сыграла далеко не последние роли уже в 14 кинокартинах, но первая всегда самая яркая.

Ей посчастливилось работать с такими именитыми режиссерами, как Виктор Аристов, Николай Досталь, Алексей Герман, Лидия Боброва. По словам актрисы, каждый из постановщиков хорош по-своему. С особой же теплотой Анна Георгиевна относится к Герману и Бобровой.

— Они совершенно разные в работе, — рассказывает Анна Овсянникова. — Герман все разложит по полочкам, четко поставит перед актерами задачи и не допускает никакой самодеятельности. А Лидия Боброва другая. Она дает полную свободу актерам. Там все нутром играть приходится. И нельзя определить, какой принцип работы лучше: и то и то хорошо.

За свое трудолюбие и умение раскрыть образ Анна Овсянникова завоевала любовь и уважение не только коллег, но и зрителей. Самобытность и искренность — главные качества актрисы. За сыгранные роли Анна Георгиевна получила множество кинопремий.

Вот самые крупные из них:

за лучшую женскую роль — "Кинотавр-2003"

как лучшая актриса на кинофестивале в Майами, 2004 г.

как лучшая актриса на кинофестивале в Дании, Копенгаген, 2004 г.

как лучшая актриса на кинофестивале "Золотой витязь", 2004 г.

Помимо этого в 2004 году Анна Георгиевна получила губернаторскую премию "За честь и достоинство".

Несмотря на свои достижения, Анна Овсянникова осталась такой же простой, доброй и открытой женщиной. Она до сих пор не умеет торговаться за размеры гонорара — берет сколько предложат.

По словам Анны Овсянниковой, до нее никто в семье актерством не увлекался, она была первой. Примерить профессию актрисы, вопреки мнению Анны Георгиевны, очень хотела старшая дочь, но в 1999 году случилась страшная трагедия. Двух внучек после гибели дочери Анна Георгиевна забрала жить к себе. Сонечка и Аня стали смыслом жизни для Анны Овсянниковой. Чтобы поднять внучек, она не позволяет себе расслабляться — продолжает работать в театре и сниматься в кино. Глядя на бабушку, внучка Аня заинтересовалась и тоже хочет стать актрисой.

— Ей я мешать не буду, — говорит Анна Георгиевна. — Если душа лежит, пусть поступает в театральный.

И смеется:

— Будет мне замена.


Фильмография

"Трудно первые сто лет", реж. Аристов;

"Софья Петровна", "Искушение Б" реж. Серенко;

"Хрусталев, машину!", "Трудно быть Богом", реж. Герман;

"Тело", реж. Хубов;

"Облако-рай", "Облако-рай. Пятнадцать лет спустя",

"Коля — перекати-поле", реж. Досталь;

"В той стране", "Бабуся", реж. Боброва;

"Кострома", реж. Суриков.

Метки:
baikalpress_id:  32 758