Встречи с адмиралом Колчаком

Облдрамтеатр. Пьеса в двух действиях

Этого спектакля ждали. И те, кто несколько лет назад видел постановку Вячеслава Кокорина, и все остальные, знавшие о пьесе Сергея Остроумова понаслышке. Ждали еще и потому (или прежде всего потому), что на главную роль был заявлен лауреат Госпремии РФ, народный артист РФ Георгий Тараторкин — профессионал такого класса, когда мастерство, творчество, образ переплетаются в живую воссозданную реальность, в которой предстояло прожить почти три часа и тем, кто на сцене, и тем, кто был в зрительном зале.

— Личность Александра Васильевича Колчака сложная, трагическая. Это и есть главный повод для разговора о нем и о его времени, — сказал главный режиссер спектакля и художественный руководитель Иркутского драматического Геннадий Шапошников. — Впрочем, я стараюсь не заниматься политикой. Политика — последнее прибежище негодяев, сказал Лев Толстой.

Вопрос в другом: как только ты начинаешь размышлять по поводу своего Отечества и судьбы человека в этом Отечестве, вольно или невольно касаешься и политических проблем. Но это не главное. Сам Колчак не любил политику, и я думаю, что в его крахе главным был именно этот аспект. Александр Васильевич был человеком чести, долга, а здесь компромисс невозможен. Он выбрал честь в стране, где цель всегда оправдывала средства. И проиграл физически. Но выиграл (сейчас это хорошо видно) духовно.

В кабинете Геннадия Викторовича Шапошникова тесно от книг. В каждой тьма закладок: читал и делал зарубки на память. Над спектаклем о Колчаке работал полтора года, но чем измерить время — часами? днями? неделями? — когда мысль непрерывно раскручивает тугой и сложный клубок под названием спектакль?

— Почему выбор пал именно на Тараторкина? Знаете, это величайший мастер, художественные позиции которого очень близки моим. К тому же я много лет знаю Георгия Георгиевича, вижу его отношение к театру, к своему делу. Он глубоко интеллигентный человек, и главное — он не играет, он живет на сцене.

Уникальный мастер психологического анализа создаваемых образов, Тараторкин — живой, реальный Александр Васильевич Колчак. Ученый, мыслитель, воин, муж, любящий и любимый молодой прелестной женщиной, он прежде всего глубоко русский человек. Патриот не показной — настоящий, которому умереть за Отечество, за други своя голову сложить — высшая награда.

О таком партнере можно только мечтать, говорили артисты. Образ Колчака получился живым, реальным еще и потому что там, в глубинах авторского текста, — реальная любовь Георгия Георгиевича к своей Родине, боль и горечь за происшедшее и происходящее. В том числе и в армии.

В уникальной, отточенной актерской технике Тараторкина важен жест. Руки мастера передают сочувствие и гнев, гордость и дружеское расположение, любовь и ненависть — словно редчайшая скрипка Гварнери звучала под аккомпанемент хорошего ансамбля несколько ноябрьских вечеров на сцене Иркутского театра имени Охлопкова.


Интервью с народным артистом России Георгием Тараторкиным читайте в следующем номере нашей газеты.

Загрузка...