Ламы Усть-Орды не предсказывают судьбу

Но чего остерегаться в жизни — подсказать могут .

Первый буддийский дацан на землях Усть-Ордынского округа пытались создать в поселке Булус еще 15 лет назад. За это время, не выдержав сложностей быта, в храме сменилось несколько лам, а сам дацан превратился в долгострой. Казалось, на пути возрождения старинного бурятского вероисповедания, ламаизма, встали непреодолимые препятствия. К материальным трудностям вскоре присоединились чисто житейские проблемы.

Второе рождение дацана

Не так давно, рассказывают, в Булусе случился массовый падеж скота, и молва связала небывалую напасть с присутствием на здешних землях буддийского дацана. Впрочем, местных жителей всегда отличала особая терпимость, и если храм обесточили, срезав провода линии электропередачи, и сняли с него железную кровлю, то религиозный экстремизм здесь ни при чем. Как это бывает, воровство совершили обычные безбожники.

После учиненного разгрома дацан пришел в запустение и вскоре обезлюдел. Но четыре года назад по приказу главного ламы России в Усть-Орду были откомандированы три священника. Поселились они не в заброшенном дацане, а в самом поселке. Их популярность в округе начала стремительно расти. Обосновавшись на новом месте, ламы перевезли здание дацана из окрестностей Булусы в Усть-Орду. Установили храм неподалеку от того места, где живут, — на берегу Куды.

Предсказатель будущего

Отыскать жилище и одновременно место служения лам не так-то просто. Расположились они в маленьком домике на окраине поселка. Отличительная особенность — спутниковая тарелка в ограде. Служат ламы вахтовым методом, по двое, но застать удалось только одного — Оринчин Доржо. Он является заместителем наставника лам, который носит имя Саян-лама. Только что отслужив утренний молебен и расставшись с прихожанами, лама подбрасывал поленья в печку.

Оринчину Доржо около тридцати лет, окончил институт Иволгинского дацана. Специализация — философия религии, что приравнивается к богословскому образованию. Холост.

— Говорят, вы будущее предсказываете, можете даже день и час смерти назвать...

— В Улан-Удэ и Монголии живут такие ламы. А я лама-астролог с не таким большим опытом, могу лишь с определенной вероятностью определить тот или иной поворот в жизни человека и предостеречь его от неверного шага. К примеру — когда лучше открыть новое дело и чего опасаться при этом, куда поступить на учебу и на что обратить особое внимание... Для этого есть специальные календари и методики. Характер просьб, с которыми к нам обращаются, во многом зависит от времени года. Весной чаще всего обращаются студенты и родители выпускников и призывников. Мы, конечно, не военкомат, но посоветовать кое-что можем. Служба в армии — это дело простое и одновременно сложное. Все зависит от характера человека. Недавно обратился один призывник. Парень волевой, сразу видно, но календари говорили, что ему следует опасаться холодного оружия и большой воды, о чем и предупредили его родителей. Главное — успокоить. По большому счету, мы тем и занимаемся, что снимаем душевную тревогу — мандраж, как говорят студенты.

Психоанализ по Будде

Буддизм изначально формировался не как религия, а как философия жизни. Но людям, которые идут к ламам на прием, как правило, не до философии, хотя и задают вопросы, близкие ей по духу — отчего так устроен мир, почему есть страдания. На этот шаг их толкают чаще всего боль и отчаяние. Поэтому, наверное, беседа ламы с клиентом напоминает сеанс психоанализа.

Жизнь человека раскладывается по полочкам до тех пор, пока совместными усилиями не будет найдена первопричина всех бед. Как правило, кроется она в самом человеке, в его поступках и убеждениях. Психоанализ этим в принципе и ограничивается, а далее идет магия, ритуал. Их множество. Определенная часть ритуалов в бурятском буддизме адаптирована к шаманизму — лама обращается не только к Будде и своему пантеону богов, но и к духам предков, совершая традиционное подношение божественного напитка — молока или водки.

Два года назад в Усть-Орде появился еще один лама — эмчи-лама, то есть врачеватель. Открыл кабинет тибетской медицины. Диагностика по пульсу стоит 50 рублей, курс лечения — от 870 рублей и выше, в зависимости от болезни. Лечит в основном порошками, специфическими на вкус и запах. Говорят, помогает. Кроме этого, лама занимается иглоукалыванием, массажем и делает кровопускание.

В отличие от эмчи-ламы, берущего за лечение установленную плату, ламы-астрологи и служители ритуала не имеют тарифов.

— Отказать человеку в помощи мы не можем, даже если в кармане у него всего пять рублей, — говорит Оринчин Доржо. — Но обычно за наши услуги люди дают не меньше ста рублей. Деньги не главное. Мы, конечно, не бедствуем, но и как сыр в масле не катаемся.

Метки:
baikalpress_id:  4 130