Ноябрь уж наступил

Россияне празднуют. Только что?

И глаза привычно скользят по листкам календаря, отыскивая знакомую красную дату. Такая в ноябре есть, но в нынешнем году (впервые) не 7-го, а 4-го числа. Не день Октябрьской революции или, в современной интерпретации, согласия и примирения, а День народного единства, годовщина (393-я!) освобождения Москвы от засевших в ней поляков-католиков. С этого дня разоренное Смутным временем государство быстро восстановилось, окрепло и достойно встретило все последующие напасти.

Предполагается, что благодарные россияне, поднимая стаканы, бокалы, рюмки и прочие емкости с соответствующими напитками, поздравят друг друга — с 393-летием освобождения Москвы? зачисткой Кремля от поляков? единением России? И далее — на усмотрение празднующих.

Только предписанный правительством сценарий как-то не укладывается ни в уме, ни в сердце. Все же поляки, против которых поднимали народ четыре столетия назад Минин с Пожарским, — сегодня одна из крупных российских диаспор. Наши, стало быть, люди. А католицизм вообще религия практически всей Западной Европы. Да и России тоже.

Не совсем хочется и объединяться вокруг Москвы — наша древняя столица уже давно живет своей, отдельной от страны, жизнью. И на символ духовного единства нации, по-моему, не тянет.

День чудотворной иконы Казанской Божией Матери (4 ноября) праздновать во всероссийском масштабе тоже не совсем корректно по отношению к тем же мусульманам, иудеям, католикам — в многонациональной России немало иных исторических и религиозных символов.

Словом, как ни крути, а праздник получается каким-то не до конца продуманным, с народом не согласованным. Переживут ли наши старики после отмены льгот еще и потерю привычной "красной" странички в календаре?

Впрочем, 4 ноября — так уж исторически совпало — можно праздновать и день рождения Александра Васильевича Колчака. В нынешнем году ему исполнился бы 131 год — для Иркутска, пожалуй, весьма подходящая дата.

Метки:
baikalpress_id:  48 703