Яковлева Марина — актриса

Родилась в Зиме, училась в Шелехове, играет в театре в Москве

Актерский стаж Марины Яковлевой — 25 лет. Снялась более чем в 90 фильмах, где сыграла около 50 главных ролей. Ее поступление в ГИТИС стало для окружающих неожиданностью, хотя еще в школе Марина была яркой звездочкой, отличницей и активисткой.
Заслуженная артистка России (2000 год).

Марина родилась 1 апреля 1959 года в городе Зиме. Через полгода семья уехала в Нижнеудинск, потом родители собрались разводиться и на этот период отправили девочку в Еланцы к бабушке. Позже мама, Полина Федоровна, снова вышла замуж, переехала в Шелехов и забрала дочку. Здесь у Марины появился брат Володя.

В школе Марине больше всего нравились гуманитарные предметы. Математику она любила благодаря образным объяснениям учительницы, Зои Алексеевны: синус — сенокос, косинус — коза на веревке...

В школьной жизни дочери принимала участие и Полина Федоровна. Как-то она организовала весь класс на работу на овощебазе. На заработанные деньги ребята купили проигрыватель и устраивали собственные вечера
— предмет белой зависти параллельных классов.

— В советское время культмассовый сектор заставлял школьников покупать билеты в кино по 20 копеек, и надо было идти всем классом на сеанс, — вспоминает актриса. — Это было в 7-м классе, фильм назывался "Горячий снег". Мне очень не хотелось идти, но билет уже был на руках. Пошла. Посмотрела. Влюбилась в артиста Бориса Токарева, начала про него что-то читать, увлеклась кино. А еще мы с моей одноклассницей постоянно всех пародировали, причем она мне как-то сказала: "Марин, вот я хожу, тренируюсь, а у тебя все как-то так легко получается. Может, в артистки пойдешь?" Я отмахнулась тогда — какие артистки!

За это самое пародирование мама дочку ругала:

— Родилась ты в день дурака, так дураком и прослывешь, — говорила Полина Федоровна.

На что Марина отвечала:

— Я в день юмора родилась, а не в день дурака.

После школы неожиданно для всех Марина уехала в Москву и поступила в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского. Мама узнала об этом решении в последний момент.

Кто бы мог подумать, что ты такая стерва!

Первое время в Москве Марине пришлось нелегко. Во-первых, она была очень стеснительной девушкой, легко краснела и бледнела. Во-вторых, она "привезла с собой" ужасное произношение для актера — пришлось избавляться от сибирского выговора.

После 3-го курса Яковлеву утвердили сразу на несколько главных ролей. В фильме "Сцены семейной жизни" она играла Катю Мартынову, и эта героиня была абсолютной противоположностью Марины: она все время закатывала истерики своим родителям. В одной из сцен Марине нужно было заорать: "Мама, ну как ты могла, ну как ты смела!" — и обругать ее последними словами. Яковлева произносила эти слова полушепотом со слезными интонациями в голосе, и окружающие начинали сочувствовать ей, а не ее матери, героине Валентины Талызиной. Это противоречило сценарию, и Талызина начала волноваться. Она пыталась накричать на Марину, ущипнуть ее, обозвать, оскорбить, чтобы Яковлева обиделась на нее в жизни и "ответила" на съемке. Результата никакого. "Дочка" все так же шептала, дубли шли один за другим. Когда терпение Талызиной лопнуло, она заорала:

— Если ты сейчас не сыграешь, я... я не знаю, что с тобой сделаю!

Яковлева испугалась и накричала на нее в ответ так, как требовалось.

На премьеру в Дом кино пришел руководитель курса профессор Ушанский. Он посмотрел картину и сказал:

— Да, Марина, я от тебя всего ожидал — что ты можешь расплакаться или заикаться начать от волнения. Но я никак не думал, что ты такая стерва!

Это стало первым признанием Яковлевой как актрисы:

— Значит, я сыграла не себя, я смогла перевоплотиться.

Заслуженная учительница киностудии имени Горького

До 7-го класса отличница Мариночка с толстыми косичками мечтала стать учительницей. И вот один раз мечта детства сбылась на экране — она сыграла эту роль в фильме "Утро без отметок".

— Актеры очень не любят сниматься с детьми и с животными, — говорит Марина. — С ними трудно. А тут целый класс детей, и никто не знает, как ими управлять. Я думала, ну что может быть легче, чем стать учительницей? Надену очки, напущу на себя серьезный вид, возьму указку, журнал под мышку, зайду, скажу: "Здравствуйте, дети" — они поймут, что меня надо слушаться, и все, дальше по сценарию. На пробах я надела очки, зашла в класс, поздоровалась, они ответили "Здравствуйте!" и тут... я забыла текст. Пока я вспоминала, кто-то кого-то книжкой по голове ударил, дернул за косичку, разжевал какую-то бумажку. Стою в ужасе. И вдруг интуитивно произнесла: "А ну-ка, послушали все тишину!" Дети замолчали, и потом мне с ними уже легко было. Даже режиссер общался с ними через меня — его они совсем не слушались.

После "Утра без отметок" Яковлевой стали предлагать роли исключительно учительниц и преподавательниц, и в большом количестве. Она часто снималась в "Ералаше", например, в одном из роликов детского киножурнала ее поменяли на Михаила Боярского — помните, целый класс обменивался "не глядя"? Кроме того, коллеги подшучивали над Мариной:

— Вот заслуженная учительница киностудии имени Горького идет!

Самое страшное для актера — повторение и предсказуемость. Усмотрев в "обмене" на Боярского какой-то знак свыше, Яковлева свою карьеру киноучительницы закончила.

Жир-птица

И с удовольствием согласилась сниматься в сказке, в роли Жар-птицы ("После дождичка в четверг"). Здесь актрису трудно узнать:

— Мне "надели" черные волосы, тянули глаза, чтобы сделать их восточными. Чего не сделаешь ради искусства!

В то время востребованные актеры играли в двух-трех, а то и четырех-пяти фильмах одновременно. Параллельно с этой сказкой Яковлева снималась в "Матросе Железняке" (роль революционерки Любки), "Друзей не выбирают" и "Снайперах", где она играла роль лихой девчонки и ей приходилось все время петь и свистеть — в грязи, в пыли. Горло актрисы не выдержало, и Марина заговорила басом. А Жар-птица должна говорить нежным ангельским голосочком. Плюс ко всему Яковлеву наградили поездкой в Кувейт на первые Дни советской культуры.

— Оказалось, это самое богатое государство на земле, — рассказывает Марина. — Каждый коренной житель — миллионер, золотые унитазы, номера на машинах, двери с бриллиантовыми вкраплениями. А я привезла военную картину "Сашка". И мы, и кувейтцы смотрели друг на друга с интересом, и они на всякий случай принимали нас с шиком и столы нам накрывали. Все блюда я видела впервые, например, смотришь — вроде халва на вид, ешь — селедка. А у нас, у актеров, есть поверье
— когда что-то пробуешь впервые, надо загадывать желание, и оно обязательно сбудется. И я все пробовала и загадывала: "Это — в один фильм пригласят, это — в другой". Через 10 дней, вернувшись в Москву, я обнаружила, что не помещаюсь в костюм Жар-птицы — растолстела жутко! Один из актеров сказал: "Ты не Жар-птица, ты — Жир-птица!" Режиссер был в ужасе — половина фильма отснята! "Марина, или ты срочно худеешь, или мы ищем новую актрису". Пришлось срочно худеть. Я просто перестала есть, пила только минеральную воду. Не советую никому так делать, это вредно. Зато это помогло мне в работе над ролью: по сценарию Жар-птица замечает любую ложь, произносит: "Он говорит неправду" и падает в обморок. Мне очень легко было играть эти эпизоды, потому что в обморок я падала от голода. Зато натурально, достоверно, и на Всесоюзном кинофестивале сказки я даже удостоилась приза за лучшую женскую роль.

Дети на нервной почве

Дети, по словам самой Марины, у нее появились "на нервной почве": раньше они ее просто раздражали, а после "Утра без отметок" она научилась их понимать, уважать, любить и решила непременно ими обзавестись. "С испугу" родила двух мальчиков.

Началась перестройка. Часто уезжать на съемки и бросать детей она уже не могла и поэтому ушла в театр "Школа современной пьесы". Марина играла там главные роли, героинь-современниц, а через два года ее пригласили в Московский новый драматический театр на роли уже классические, с кринолинами и вычурными париками.

13 лет Яковлева отдала театру. За это время ее мальчики подросли, и Марина ушла в свободное плавание, сочетая съемки в фильмах и игру на сцене.

Сейчас старшему сыну Федору 18 лет, младшему Ване — 16. Увлекаются компьютерами. Актерской профессией не заразились, насмотрелись на маму: хочется спать, а тебе на съемки, у тебя плохое настроение, а играть нужно радость.

Эпизод с автомобилем

Гонорар за съемки в фильме "Тени Ангасара" в 1993 году (за роль дочери Матери-земли получила приз прессы на фестивале "Созвездие", но позже фильм "заморозили", и он так и не вышел на экраны) выдали "ИЖ-Москвичом". За рулем своего "каблука" Марина ни разу так и не ездила — боялась, на дачу на нем ее возил кто-нибудь из знакомых:

— Представляете, как смешно — Марина Яковлева ездит в Дом актера на закрытом "каблуке". Вот он и стоял у меня три года. Потом Андрей Соколов из "Маленькой Веры" нашел мне покупателя — начальника какой-то охраны, который аж трясся, зная, у кого берет машину. Мне жалко было отдавать "Москвич", тем более, он покупал задешево и по доверенности. С тех пор прошло 12 лет. В этом году мне пришел счет на баснословную сумму, и бумага, по которой я должна уплатить налог за грузовую машину! Я позвонила тому начальнику охраны, а он уже сменял мой "каблук" на какое-то ружье и умыл руки.
С недавнего времени Марина много снимается в кино. Из последних работ — роль матери в фильме "Тайный знак", домработницы Агаши в "Московской саге", Светы из "Упасть вверх". Поскольку Марина — трагикомическая актриса, то ей нравится сниматься в комедиях. В сериале "Дружная семейка" у нее эпизодическая роль Наташи. Сейчас идут съемки продолжения "Тайн дворцовых переворотов" "Виват, Анна Иоанновна!". Яковлева играет здесь жену вице-канцлера, баронессу Анну Остерман. Словом, жизнь актрисы бурлит. Останавливаться Марина пока не собирается.

Метки:
baikalpress_id:  3 911